Там, за Доном, в степи у дороги...

Там, за Доном, в степи у дороги
Изваянья не спят из камней,
То ожившие скифские боги
Разбежавшихся ищут коней.

Живы вновь до скончания ночи,
Акинаки-кинжалы острят,
Протирают крылатые очи,
В наши мысли сквозь время глядят.

Видят нашу нелёгкую долю
И вдали, и у Дона-реки,
Но довольны, что скифскую волю
Сохранили в сердцах казаки.

Им любезны и люди Ростова,
Что встречали без страха на днях
К ним пришедших как к родичам снова
Скифов, но на железных конях.

И казалось, что я возвратился
В мой Ростов к дорогим землякам,
Нашим скифам живым поклонился
И их добрым железным коням.


22 июля 2023 г.
(11:40 – большая пауза – 13:33).
Москва Люб.


Рецензии
Замечательная,монументальна историческая картина Вами написана, Константин Федорович! В ней перекличка древней истории с современной,- нашими современниками-казаками, подобно своим предкам скифам, героически сражающимися с врагами, не зная страха. Видишь донскую степь, ее вольный размах, чувствуешь горячий ветер, обдувающий лица. Мужественное, строгое, как говорят художники, с отличной композицией выстроенное стихотворение. Очень понравилось! Вспомнились картины Корина и Дейнеки. Смотришь на них, и чувствуешь гордость за наших предков, за историю нашей страны. Спасибо Вам! И за «крылатые очи»!!!
С уважением,
Светлана.

Светлана Галс   22.07.2023 19:38     Заявить о нарушении
Спасибо за радость, доставленная мне Вашим сердечным одобрением этого стихотворения, дорогая Светлана Алексеевна!
Я рад Вашему отзыву ещё и потому, что Вы мне позволили вспомнить то, что Вы сама - донского казацкого рода и в Вас течёт и скифская кровь. Скифы никуда не исчезли, как многие историки пишут. Просто они их "потеряли"! Скифы просто приняли славянский язык от появившихся древнерусских соседей. Поэтому у них совершенно другие обычаи и понятия и неистребимая казацкая вольность, как бы их ни пытались потом уровнять с покорными им людьми московскими жестокие русские самодержцы. При переходе на славянский язык со скифского иранской (арийской группы) языка, они внесли огромные фонетические изменения в русский язык, на котором мы говорим. Даже слово "Бог" - общее для всех иранских и северноидийских народов. У славян до скифов было общее южно-европейское название Бога - Див или Дий (сравните "Деус или "Теос" или "Тевас" у литовцев у римлян и греков). А Автор "Слова о Полку Игореве" уже называет Дивом лесное крылатое божество, которое сидит на дереве и хлопает крыльями, пытаясь испугать бегущего из плена князя Игоря на Русь в свой Путивль. Об этом влиянии скифского языка на славянскую фонетику писал гениальный лингвист Зализняк, ещё относительно недавно живший.

С истинным уважением,
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   22.07.2023 22:56   Заявить о нарушении
Как интересны Ваши пояснения, Константин Федорович, и как обширны знания о языках. Спасибо огромное! Здоровья Вам крепкого и вдохновения!
С неизменным почтением, СГ.

Светлана Галс   22.07.2023 23:23   Заявить о нарушении
Светлана Алексеевна! Это потому, что я издавна не только учу языки, но и изучаю их происхождение и говорящих или говоривших на них народов. Я лингвист-любитель и этнолог-любитель. Но в учёные профессионалы я не пошёл, так как это отобрало у меня главное в жизни - с постоянным упорством занятие поэзией. Однако мои разные знания так и лезут сами в мои стихи, но в поэтической, желательно интересной форме.

С пожеланием мира после скорейшей победы,
Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   23.07.2023 13:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.