Вступление 2
Несомненно у Демокрита были какие-то черты или оттенки " абдеритства" - он любил очень сильно вдумываться по каждому практическому опыту, и почему бы не предположить, что "медленно соображающие" абдериты вполне могли быть "склонными поразмышлять" прежде чем приступать к делу и именно в качестве таковых считались медлительными.
Сократ, конечно, размышлял не меньше, но Сократ размышлял иначе. Сократа беспокоили смыслы и понятия, между тем как Демокрит явно предпочитал реализм и зрительные образы. Взвешивать на весах их степени мудрости абсолютно ни к чему, они просто были разными, как и любые гении, всегда являющиеся штучным товаром.
В любом случае Демокрит, как и многие другие мудрецы, был глуп только с одной стороны - с той самой хорошо известной обывательской: будучи богатым, как и Гераклит, он нисколько не интересовался ни богатством, ни наследством, ни хозяйством.
Так что соотечественники его даже хотели судить за это, но наслушавшись его учёных, вдохновляющих речей ( а он почитал им кое-что из своих сочинений), они словно околдованные пением сирен, тотчас же передумали судиться, и наоборот, решили поставить ему памятник. То есть они так же, как и мы, считали гения преступником и сумасшедшим, но не так же, как и мы, всё же были способны изменить своё мнение.
Лично у меня абдериты, признающие ценность трудов Демокрита с первого чтения, не вызывают впечатления "тупых" - это они наверное в Древней Греции ещё не видели настоящих "тупых" - посмотрели бы они на наших обывателей. Ведь нашего обывателя ни чем не проймешь, он всесторонне подкован, и нагадит в любом случае - понравится ему оратор или нет.
Аристотель был стагиритом, а Демокрит был абдеритом, и на этом их похожесть и заканчивалась. Не равен никогда гений гению, и обыватель, что ни говори - не равен никогда самому себе - когда народ ликует, это один народ, когда он топчет и рвёт тебя на части, он - другой. Но все-таки так странно и необычно получается: "умные" афиняне чуть не казнили Анаксагора ( которого спасло только личное вмешательство Перикла) и казнили Сократа; а те, кого они называли не иначе как "глупыми" - абдериты, Демокрита не казнили и не осудили, но наоборот признали в конце концов за прославляющего их гражданина. Почему об уме народном и невозможно рассуждать привычным для нас способом.
Демокрит дожил до глубокой старости, нет, до глубочайшей старости ( некоторые источники утверждают, что он прожил 101 год) без особой нужды и на полном довольстве. Это как если бы Сократа пока не казнили и он мог бы ещё 30 лет плодотворно работать, хотя мы помним, что Сократ был казнён уже будучи старым. Следовательно, этого человека, Демокрита, мы с большим бы удовольствием, если бы встретили, расспросили не только о том, что он думает по каждому поводу и случаю, но и о том, каким образом ему удалось так долго жить, да ещё и сохранять отличную мыслительную активность. Потому что почти все источники свидетельствуют, что дряхлый столетний старец Демокрит занимался ровно тем же самым, что и молодой и цветущий - задавал вопросы, приглядывался к миру, бесконечно размышлял, и поражал своими краткими и точными сентенциями окружающих.
Спросите у Демокрита: можно ли гениально мыслить в 101? И я думаю, что он вам ответит: можно, если только вы начали думать чуть-чуть пораньше...
Свидетельство о публикации №123072200330