Стихи о Геноциде армян - поэма с пояснениями
В 15-м году и в месяце апреле [1]
Мы свет увидели, а за светом - темень.
Ты захлебнулась в крОви,
Да, ты, империя османов,
Ты много причинила боли,
Порезав наших джанов. [2]
Константинополь в красных пятнах,
Мы рады бы... но нет пути обратно.
Я бы простил,
Но народ не может.
Ты их убил
И это нас гложет.
Конвейер смерти
Работал, как часы.
И злые черти
Брали новые весы, [3]
И никакое положение
Не остановило уничтожения. [4]
"Вот родился Арарат,
Бросили его в Евфрат!" - [5]
Всё у турок было просто:
Либо в реку, либо с моста,
Первый Гитлер Нури-бей [6]
Кричал как изверг "Всех убей!"
Разве ты жизни источник?
Разве ты, паршивый склочник?
Отобрать имеет право
Только тот, кто дал сначала.
На небе есть фраза:
Пусть христианам повезет,
Но, конечно же, не сразу
Бог дал жизнь, Бог отберет
У тех, кто не знает закона,
Кто сходит с пути прямого
Кто не жалеет чужой крови,
Кто много причиняет боли...
Нас мало, но мы тоже можем
Сажать на кол, сдирать кожу,
На костре сжигать,
В лицо плевать -
Всё это очень жестоко
И выйдет только боком,
Можем, но не хотим
Причинять больше боли -
Жизнь не апельсин, [7]
Достаточно вам соли.
Нам мораль не позволяет
Душить шею и казнить.
Сердце милости желает...
Оборвать ли эту нить?
А совесть на своём стоит,
И не зря она кричит:
"Ну хоть бы зёрнышко добра
Потрогать пальцами с утра!".
И первые христиане, [8]
Которых били ногами,
Те самые армяне,
Что питались снегами,
Не помнят больше ятагана,
Уже давно находятся в армянах
Терпение и вера,
Милосердие и любовь.
Моё вам тело!
Повторяю вновь:
Нам мораль не позволяет
Душить шею и казнить.
Сердце милости желает,
Как ему не угодить?
Не ислам против христиан,
А турки против армян.
Дело вовсе не в суннитах, [9]
А в проклятых паразитах.
Ваши братья по вере сирийцы
Спасли многих от кровопийцы, [10]
Балансируя у пропасти, [11]
И не желая жестокости.
Спасибо вам, сирийцы-братья!
За то, что приняли в свои объятья,
Когда мы бежали от убийцы
И были как бескрылые птицы:
Не могли раздобыть еды,
Давно не видели воды.
Не могли от солнца укрыться,
Не могли дождём насладиться.
И хоть ты лопни, хоть ты тресни
Мы не могли лечить болезни,
А повсюду свирепствовал тиф,
О чем и гласит этот стих:
Всякую душу косила зараза,
Кого-то один, а кого-то два раза,
За крылья, которые нам подарили,
Слова благодарности вы заслужили.
Жизнь никогда не была пуста:
Давайте вспомним про Христа.
Свой крест он до Голгофы нёс,
А на горе как-то произнёс:
Любите врагов, наставляйте детей
И не кричите "Всех убей!";
Не хлебом единым жив человек,
А словом от Бога, данным навек!
Разве это не прекрасно?
Или лучше в пятнах красных?
Жизнь никогда не будет пуста,
Для тех, кто помнит про Христа!
Мы нашли свой дом в Иране,
Нашли в России, нашли в Ливане.
Мы благодарны всем и каждому,
Кто не утомил нас жаждою.
Мы приняли этот урок
И ценим всех, кто нам помог.
А вы чего молчали столько лет?
Не хотели касаться чужих бед?
В рот воды набрали?
Или честь врагу отдали?
Ну а ты чего молчишь, еврей? [12]
Сегодня ножи летят в сторону армян,
А завтра твои пальцы в щель дверей! [13]
И не важно насколько ты смутьян,
Я совсем не антисемит,
Просто у меня душа болит:
Вы потеряли близких – кричите,
Другой потерял – молчите,
Берите пример с французов. [14]
Это – ваша обуза:
За Геноцида отрицание -
Непременное наказание.
Стамбул! Отмой ты свои пятна,
Ищи пути обратно,
Не дай ты больше маху,
Надень ты чистую рубаху.
Не веди себя, как бандит,
Признай ты Геноцид!
Не хочешь признавать?
Да мне плевать!
За руки мы тебя притянем,
Тогда ты скажешь: "Цавет танем!", (*)
Но поезд твой давно ушёл.
Добра ты так и не нашёл,
Не надо падать на колени
Ты, как и мы, увидишь темень... [15]
(*) «Цавет танем» – с армянского «Заберу [твою] боль»
Пояснения к поэме
В самом начале поэмы автор «энергией образно-ритмической материи», как выразился один из его рецензентов, очень мягкими словами передаёт то, что случилось в тот страшный день. Заметьте, в начале сказано «Мы свет увидели, а за светом - темень» Под словом темень автор пока что еще завуалированно говорит о смерти. Это потом пойдёт конкретика: «Сажать на кол, сдирать кожу, на костре сжигать, в лицо плевать…» - всё дело в том, что сюжет поэмы отнюдь не лиричный, а целиком и полностью драматичный, поэтому автор постепенно готовит своего читателя к ужасам того времени. Итак, поехали…
[1] – имеется ввиду дата 24 апреля 1915 года, когда в Константинополе (с 1930 года носит название Стамбул) арестовали и уничтожили тысячи представителей армянской интеллигенции;
[2] – слово «джан» - с армянского переводится как «уважаемый»;
[3] – дело в том, что турки постоянно считали количество убитых и всегда были недовольны: полагали, что слишком мало уничтожили невиновных людей, в связи с этим автор применяет образ конвейера и весов – когда счёт пошёл на сотни тысяч жертв, старые весы уже не справлялись «И злые черти брали новые весы…»;
[4] – после того, как турки проиграли Русско-турецкую войну, в договоре о мире был пункт в котором говорилось о том, что турки обязуются ни коим образом не притеснять армян и другие национальные меньшинства, как-то: греков, курдов, евреев и других – но всё это было спущено на тормозах, поэтому «никакое положение не остановило уничтожения»;
[5] – турки гнали армян в сирийскую пустыню, где все должны были погибнуть, а в случае, если у армянки рождался ребёнок, его приказывали выбросить в реку Евфрат;
[6] – Нури-бей или Абдуллахад Нури-бей – константинопольский чиновник, по плану которого осуществлялось уничтожение армян в Сирии;
[7] – по мнению автора, апельсин является одним из самых красивых и вкусных плодов, ну а «Жизнь не апельсин» - это его ИМХО;
[8] – в 301 году нашей эры Армения первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии;
[9] – мусульмане делятся на суннитов, шиитов и прочих, причём и турки, и сирийцы являются суннитами и, как мы увидим дальше, сирийцы были против уничтожения армян;
[10] – сотни тысяч армян пригнали в Сирию, где щедрый и гуманный сирийский народ начал помогать армянам: кто тёплой одеждой, кто едой, кто водой, кто добрым словом (что тоже немаловажно);
[11] – естественно, турки не приветствовали такую помощь, поэтому каждый сириец, который помогал армянам «балансировал у пропасти»;
[12] – напомним, что Израиль отказывается признать Геноцид армян;
[13] – это мало кто знает, но прежде, чем осуществить Геноцид евреев, Гитлер, дабы убедить в безнаказанности своих соратников, 22-го августа 1939 года во время очередного собрания в Оберзальцбурге заявил: «Кто после всего, что случилось, говорит об уничтожении армян?» - поэтому есть вероятность, что если бы вовремя осудили Геноцид армян, то не было бы и Холокоста;
[14] – во Франции за отрицание Геноцида армян можно получить штраф и попасть за решётку на срок до года (!!!). Виной тому достаточно большая армянская диаспора Франции (почти в 5 раз больше, чем в Украине, если верить официальным данным);
[15] – в конце поэмы снова встречается слово «темень» и опять в значении смерти; многие могут подумать, что автор угрожает расправиться со Стамбулом, но у него и в мыслях такого не было. Скорее, здесь нужно вспомнить слова величайшего шахматиста всех времён и народов, полуармянина Гарри Каспарова, который после резни в Азербайджане заявил: «Баку загнал себя в мировую изоляцию и надолго» - также и Стамбул.
Свидетельство о публикации №123072107383