Джен Эйр и мисс Скетчерд

     Бывают дни, когда все валится из рук, а в душе возникает пустота, которая ничем не желает заполняться. И тогда я открываю эту книгу – настольный роман «всех наших бабушек и матерей», как сказала Марина Цветаева в начале своего очерка-воспоминания «Мой Пушкин». Получается, что это настольный роман также дочек, внучек и правнучек, раз его до сих пор читают, и уже неоднократно экранизировали. Лично мне больше всего нравится фильм 1983 года с Тимоти Далтоном и Зилой Кларк в главных ролях.
     Много раз я размышляла над этим феноменом: чем так привлекает читателей и зрителей (в основном, конечно, женщин)  роман, написанный  много лет назад  дочерью священнослужителя англиканской церкви, в позднем браке, из-за ранней смерти, так и узнавшей всей полноты счастья семейной жизни, которое обрела ее героиня в награду за стойкость в испытаниях.
     Историей любви? Но ведь до чего же несовременна эта история в веке прошлом и в веке нынешнем, где слова «блуд» и «прелюбодеяние» давно уже безнадежно устарели: многие даже не знают, какое между этими словами есть различие. Поскольку и добрачные связи сейчас считаются нормой, и супружеская неверность всячески оправдывается  и в  любовных романах, и киношном «мыле».  Но никому я сейчас мораль читать не собираюсь, избрав иную тему для исследования...
     В своем романе Шарлотта Бронте великолепно изобличила и религиозное ханжество, и религиозный фанатизм. Начиная с празднования рождества в доме миссис Рид, где всеми забытая девочка сидит у догорающего камина с облезлой куклой.  Минуя столь колоритную фигуру, как мистер Брокльхерст, который обирает голодных сирот, прикрываясь мнимым благочестием. И заканчивая Сент-Джоном, готовым оставить любимую девушку и жениться на нелюбимой, чтобы нести свои бредовые и холодные идеи «христианского спасения» в захваченную англичанами Индию...
     Из всех этих ярких образов я выбираю не самый заметный: мисс Скетчерд, учительница Ловудской школы. Наверняка этот образ срисован Шарлоттой  с одной из «наставниц»  Кован-Бриджской школы, проучившись в которой две сестры Бронте, Мэри и Элизабет, умерли от туберкулеза еще в раннем возрасте, где, видимо,  и сама будущая писательница безнадежно подорвала свое здоровье...
     Ловудский приют, где над входом на каменной доске красуется цитата из Библии, где в начале занятий всегда молятся и читают тексты из Библии, где «черный столб» мистер Брокльхерст оправдывает свою жестокость к беззащитным девочкам библейскими стихами, где сами девочки, беспощадно воспитанные, проявляют жестокость по отношению друг к другу.
     И  только Элен Бернс говорит, что Библия учит отвечать добром на зло. Но именно эту Элен, замечая только ее недостатки, не видя ее несомненных достоинств, всячески унижает, мучает, бьет розгами за малейшую провинность,  ретиво исполняющая свои обязанности мисс Скетчерд. Ведь мисс Скетчерд несомненно читала Притчи 22:15. Не знаю, как звучали слова этой притчи более ста пятидесяти лет назад на английском языке. Но, наверное, близко по смыслу они звучат и в Синодальном переводе: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него».  На основании этих слов, мисс Скетчерд (как и неисчислимая орда всех прочих  рьяных «воспитателей» с розгами, плетями и ремнями в руках), наверняка считала, что, издеваясь над кроткой, больной чахоткой девочкой, она исполняет волю Бога...               
     Но мало кто знает, что означало древнееврейское слово, переведенное словом «розга».  Это посох, которым пастух погонял и направлял своих овец.  Представьте пастуха, который жестоко избивает посохом слабого ягненка. Представьте Иисуса Христа, который палкой жестоко «учит» приходящих к нему детей. Представили? Вот и я – не могу. И поэтому вполне понятно становится, что в притче «розга» является символом доброго и заботливого руководства, а не грубого и жестокого наказания. Именно так и понимала ее Джен Эйр, верящая в Бога без религиозного ханжества и фанатизма, когда  воспитывала «незаконнорожденную»  Адель...


Рецензии
Привет Таня!
И вновь я посетила,
Сей дивный уголок 🙂 🙂
Очень понравились твои размышления о литературных героях и "воспитательной розге"
Есть о чём поразмышлять

Да, произведения того времени ярко показывают религию как "бич"- в руках ханжей и притворщиков

И категорию людей, для которых вера в Бога была искренней и делала их лучше, истинно похожими на своего Создателя

Вспомнила подобную линию поведения-ханжества и черствости(мама маленькой Евы например)-
в "Хижине дяди Тома"

А ведь подобные люди шли в свою церковь, возносили молитвы, пели псалмы ,
Но с черствостью и цинизмом относились к слугам, и беднякам.

Все это описывается в произведениях, Бронте, Диккенса и других неравнодушных писателей

Хорошо, что в то время была и другая категория-ищущих и жаждущих Истины
И Бог позволил им её найти.

Элла Эмих   08.04.2025 21:58     Заявить о нарушении
Привет, Элла!
Рада твоему визиту! Давненько мы не общались, что поделаешь, время сейчас так быстро мчится!
Спасибо за интересные размышления, с которыми согласна. Недавно перечитала книгу, которую очень любила в детстве: "Крошку Доррит" Диккенса. Там та же тема. Матушка (неродная) главного героя считает себя глубоко набожной Однажды она даже по имени называет Бога. Но что толку? Если нет любви - бряцающий кимвал, не больше. А вот сама Крошка Доррит - мне кажется, настоящая христианка: любящая, верная, смиренная, скромная, трудолюбивая, бескорыстная, самоотверженная... Конечно, в те времена, и у таких людей были заблуждения. Но придет время, и они узнают чистую истину.

Стрижевская Татьяна   09.04.2025 19:54   Заявить о нарушении
Таня,"Крошку Доррит "не читала, увы ((
Но после твоих размышлений и рассказа , есть интерес прочитать и посмотреть фильм (ты тоже о нем упоминала в рецензиях)

Да, согласна, заблуждения были и не совсем верные представления о Боге и Христе.
Не удивительно, свет ещё не снял так, как в наше время.
И все-же у них были чувства и благоговение, любовь и уважение к Богу и его Слову.

Какая неделя! Какие ожидания и размышления, какая утрення речь приготовлена на 12 апреля!

Всегда рада общаться и разделить радость 🙂

Элла Эмих   09.04.2025 22:24   Заявить о нарушении
Привет, Элла!
Сейчас с интернетом такие возможности: можно и почитать, и послушать, и посмотреть. Когда-то у нас дома было собрание сочинений Диккенса, поэтому я с детства всё перечитала. Но библиотека деда не сохранилась - мы слишком много переезжали. Но недавно мне сын подарил книгу - "Крошку Доррит", и я ее с удовольствием перечитала.
Экранизации есть две. Одна мне не очень нравится, там главный герой Артур Клэннем, совсем не такой, каким я его представляла. А та, где играют Клэр Фой и Мэттью Макфэдьен, кажется мне очень удачной, только надо найти с хорошей озвучкой.
Да, сейчас дни особые: вспоминаем о великой, к нам проявленной любви. И думаем о мире, который будет основан на любви...

Стрижевская Татьяна   11.04.2025 16:11   Заявить о нарушении
Очень интересно, Таня, спасибо!
Я люблю посмотреть варианты экранизаций
И так получается, что в каждой экранизации свое, недостающее звено произведения.

Так я посмотрела (почти )все экранизации "Джен Эйр"
Конечно!- лучше всех та , где Тимоти Далтон.
Атмосфера, дух времени, типажи, характеры, все точно.
и именно поэтому не хватает более расширенных сюжетов во времени и подробностях.

Даже если бы они
(главные герои) просто сидели у камина минут 10 , с ними было бы просто уютно смотреть на экран))
Всегда жалко, когда произведение или фильм такого плана заканчивается.
Поэтому и смотрим по несколько раз, чтобы снова и снова оживить полюбившийся сюжет. 🙂 🙂

Да, завтра для всех нас знаменательный день.Событие!
Как радостно передаёт мысли о выкупе брат -(утреннее поклонение 12 апреля)

Говоря, что Бог уплатил за всех, были показаны разные категории людей, которые предали Иисуса и Бога.

Это и Петр, для которого это было неожиданностью и шоком сразу после содеянного

и группа иудеев, которые били и надсмехались над Иисусом (что было кощунством и против Бога)

Но сразу после этих двух сюжетов , брат снова , с радостным лицом провозгласил о выкупе за всех.

И действительно, если Петр предав Иисуса раскаялся тут же

То те кто били и смеялся над Иисусом, могли осознать то что они сделали намного позже.

Осознать. Раскаятся.Присоединиться к христианского собранию .

А те кто не понял, не раскаялся и подобно Савлу считали, что сделали правильно....

В этой речи упоминается "плата за грех"
...видимо нам хотели донести мысль, что уплачено было за всех, и злых и жестоких,
даже таких...
Умерев, они получили плату за свой грех.
И открыв глаза в Новом мире, будут делать выбор.

Элла Эмих   11.04.2025 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.