Трели-4. Шопен

Ф. Шопен. Полонез-фантазия ля бемоль мажор опус 61

Раскатывай пространство широко,
Что в той балладе мы не раскатали*,
Разглаживай, чтоб стало вновь легко,
Воспламеняй, чтоб мысли лёгки стали,
Чтоб полны воздуха – и лёгкие твои.
Не полонез, не танец, дивозренье
Единой силы бытия – любви.
И трель настигла мыслепросветленье.

20 июля 2023

*отсылка к Первой балладе Шопена, где начало – такое широкое высказывание, такое эпичное и свободное раскатывание мысли, чувства, действия… и вдруг… так жалко, горько, свёрнуто. И начинается баллада.
4 баллады Шопена – не цикл, и всё равно их лучше слушать одну за другой. Святослав Рихтер считал их циклом и подъёмом вверх, от земного к небесному. А для меня – Вторая самая небесная и  чистая, там душа отдыхает. В Третьей – образ жизни графско-княжеский, рыцарско-дамский, о том, как жить достойно – образец. Четвёртая – идеально о жизни, потому что в ней есть всё в разных эпизодах. И вместе, в четырёх балладах – есть всё о жизни нашей человеческой. Жизнь вообще – баллада.
Полонезы тоже лучше слушать прямо их группой, как существ отдельных )
Так я слушала и дошла до трелей. Вернулась – а это Полонез-фантазия. И всё совпало.
Как я давно мечтала что-нибудь о трелях ещё написать! Шопеновских – очень хотелось! Самые чистые, самые душеполоскающие.
Трель - это трепетность. Самое желанное состояние.

А полонез можно, например, здесь послушать ( балладу уже вы сами найдите, чтоб понять) Но там, под стихом Музыкорай, есть как раз все произведения.

https://www.youtube.com/watch?v=NYg29LMhzsI

___________________________________________

Думая над "раскатыванием пространства", я нашла вот ещё пример. Сен-Санс, Второй концерт для фортепиано: в первой же фразе вы слышите это раскатывание огромной мыслеволны. И по одной фразе мне всегда понятно - слушать ли этого исполнителя или искать другого. Как вообще выбрать хорошее исполнение, чтобы музыка сразу что-то в вас зацепила, чтобы вы не прошли мимо глубокого произведения, выстраданного гением для того, чтобы  - ВЫ - свои страдания жизненные облегчили? Для меня показатель - широкое мышление, не увязающее в мелких деталях, энергетическая мощь ( это всегда слышно, потому что захватывает вас), конечно же, безупречная техника - так, что вся музыкальная ткань звучит естественно. Вот: широко, целостно, глубоко, мощно, естественно. Всё это могут дать вам только великие мастера. Ни в коем случае нельзя слушать произведение, вам ранее незнакомое, в каких-то школьно-студенческих и любительских непрофессиональных исполнениях. Вы ничего не получите и, возможно, отвернётесь от этой музыки.
Найдите несколько выдающихся имен, а из них выбирайте - буквально по первой фразе - что вам ближе.
Мне ближе оказался, например, здесь Григорий Соколов. Он полностью подтверждает моё желание слышать цельность, мощь и глубину. Совсем случайно найдя его, я вспомнила об этом "раскатывании" - быть может, жизни как свитка, не могла оторваться от слушания и подумала о протяжённой линии от раннего романтика Шопена до позднего - Сен-Санса. И встала целая эпоха пред глазами...

https://www.youtube.com/watch?v=sentB_7U7yY&t=604s


Рецензии