Две ЭЭпохи на одну жизнь Вениамина. 40-а

      \\* Таврида –
 Крым в царском сухом остАтке..*// 
        * Былое,-
  прямой дорогой в новое..*
    По доброй памяти,-
корпорация педагогов Тавриды
избрала снова иерея Вениамина
ректором своих учебных заведений.

До красной революции-вакханАлии
 служба священника Вениамина
проходила в такой разномастной
 последовательности обШИРЪной:
по окончании Санкт-Петербургской
Духовной академии в 1907 году
  он был оставлен при ней
 для подготовки к профессуре;
а затем гОда два 1907-1909-е
  был личным секретарём
   при бывшем ректоре,
 тогда архиепископе всея
Финляндии русской,- Сергии !!

Он всегда бывал членом Синода
 и большею частью Вениамину
 приходилось жить при Синоде
   в Санкт-Петербурге.
 Тут он имел возможность
 видеть многих архиереев
  и других духовных лиц,
посещавших своего духовникА,
ближе познакомился с жизнью
    монастырей, особенно
Валаамского на Ладожском озере !!
     А живя в Финляндии,
 Вениамин вдруг увидел воОтчию
этот полностью чуждый России народ,
не скрывавший вражды против России,
   какая-бы она ни была….
 И причину такому Вениамину
   пока что было не понять
по исторически и хроно-мЕркам
многовекового России времени.

 А ведь русские им не мешали
 жить вольно рЕками и лесами.
  Но грабить веками издревле
 русские монастыри Православия,
было для чухОнцев* обычное их дело
   при увеличении молодых
ино-угро-чухОнцев хоть из лЕса,
да хоть и с болот неизвестных..
  аАачччччччччччччаАа
     чухОнцы:
 ЧухнА, чухОнцы, чухнО:
устаревший этноним прибалто-финских
 народов в новгородских землях
весь, сету, ижора, ливвики и прочие.
Впервые "чухОны" упоминается
в Псковской второй летописи 1444-го
   в форме «чухнО»; а позднее,-
    в Российской империи —
народное название карело-финского
населения окрестностей Петербурга,
в основном ингерманландских финнов.
              .2.
  Согласно словарю Фасмера,-
слово образовано от этнонима «чудь»
путём прибавления экспрессивного суффикса
«-хно», по аналогии с собственными
именами «Михно»-«Михаил», «Яхно»-«Яков»,
«Дахно»—«Даниил», «Махно»—«Максим»,
        «Ивахно» — «Иван»).
.3.
  Этноним "чухОнь" употреблялся
и в официальных документах империи,
но единообразия не было, поскольку
  слово «чудь» могло обозначать
разные группы: финны и чудь могли быть
синонимами, но могли и разбиваться
  на «чудь в пространном смысле»
и «карелов», при этом 1-я группа
делилась на «чудь-чухарей в тесном смысле»
      и водь-эстов — «чухну».
По Л.В. Выскочкову «водь» — это «чудь».
.4.
От термина происходит «Чухляндия»:
    место, где живут чУхны.
А.С. Пушкин в переписке с А.А. Дельвигом
  называл так Петербургскую губернию
по другим данным сам город Петербург.   
"По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;"..
Александр Пушкин «Медный всадник»
.5.
Близко знакомый с Пушкиным В.И. Даль
в своём Толковом словаре, определяет
слово как петербургское прозвание
  пригородных финнов.
Заинтересовавшись этнографией чухонцев,
В.И. Даль написал очерк «Чухонцы в Питере».
В нём он отметил в частности, что чухонки
   составляют большинство кухарок,
но чухонцев не найти ни среди сидельцев,
   ни среди разносчиков и особо
подчёркивает честность этого народа. 
   аАаччччччччччччччаАа
 Архиепископ Финляндский Сергий,
человек исключительных дарований
   и всеОБЪЕМливающего опыта,
  гармоничная, уравновешенная натура,
    был не очень разговорчив
      на "проклятые вопросы"... 
  Но сам он постоянно думал
о них, о «чухОнцах»* с миром,
понимая всю историю Руси
     с этим суровым краем,
  как и понимание терпения
     к нетерпимым во всём...

Насколько он мог догадываться,
он многое принимал в новой жизни,
   но только не в чухОнской…
 Но главное, он твердо верил
      в Вышнее руководство
 над мИром Промысла Божия .

Бывало, ходим кто с ним после обеда
по залу,-  а он, что-то размышляя,
тихо говорит в ответ на свои думы:
 "А Божий мир по-прежнему стоИт...
  СтоИт по-прежнему Божий мир...
Меняются правительства, а он стоИт...
  Меняются политические системы,
  он опять непреложно стоИт.
Будут войны, революции с бесами,-
  а он снова всё дЕржится...;
 до порЫ-ли до времени..??..
А имеется-ли у Земли-зЕмлюшки
  тот вечный стержень..??,
такие переГРУЗки ей выдЕрживать.."
   уУуееееееееееееуУу
Донбасс Боевая ГОРловка
    **НовоРОСсия**
    Все части поэмы
Две ЭЭпохи иерея Вениамина
http://stihi.ru/2023/06/01/6451   


Рецензии