Две ЭЭпохи на одну жизнь Вениамина. 40-а
Крым в царском сухом остАтке..*//
* Былое,-
прямой дорогой в новое..*
По доброй памяти,-
корпорация педагогов Тавриды
избрала снова иерея Вениамина
ректором своих учебных заведений.
До красной революции-вакханАлии
служба священника Вениамина
проходила в такой разномастной
последовательности обШИРЪной:
по окончании Санкт-Петербургской
Духовной академии в 1907 году
он был оставлен при ней
для подготовки к профессуре;
а затем гОда два 1907-1909-е
был личным секретарём
при бывшем ректоре,
тогда архиепископе всея
Финляндии русской,- Сергии !!
Он всегда бывал членом Синода
и большею частью Вениамину
приходилось жить при Синоде
в Санкт-Петербурге.
Тут он имел возможность
видеть многих архиереев
и других духовных лиц,
посещавших своего духовникА,
ближе познакомился с жизнью
монастырей, особенно
Валаамского на Ладожском озере !!
А живя в Финляндии,
Вениамин вдруг увидел воОтчию
этот полностью чуждый России народ,
не скрывавший вражды против России,
какая-бы она ни была….
И причину такому Вениамину
пока что было не понять
по исторически и хроно-мЕркам
многовекового России времени.
А ведь русские им не мешали
жить вольно рЕками и лесами.
Но грабить веками издревле
русские монастыри Православия,
было для чухОнцев* обычное их дело
при увеличении молодых
ино-угро-чухОнцев хоть из лЕса,
да хоть и с болот неизвестных..
аАачччччччччччччаАа
чухОнцы:
ЧухнА, чухОнцы, чухнО:
устаревший этноним прибалто-финских
народов в новгородских землях
весь, сету, ижора, ливвики и прочие.
Впервые "чухОны" упоминается
в Псковской второй летописи 1444-го
в форме «чухнО»; а позднее,-
в Российской империи —
народное название карело-финского
населения окрестностей Петербурга,
в основном ингерманландских финнов.
.2.
Согласно словарю Фасмера,-
слово образовано от этнонима «чудь»
путём прибавления экспрессивного суффикса
«-хно», по аналогии с собственными
именами «Михно»-«Михаил», «Яхно»-«Яков»,
«Дахно»—«Даниил», «Махно»—«Максим»,
«Ивахно» — «Иван»).
.3.
Этноним "чухОнь" употреблялся
и в официальных документах империи,
но единообразия не было, поскольку
слово «чудь» могло обозначать
разные группы: финны и чудь могли быть
синонимами, но могли и разбиваться
на «чудь в пространном смысле»
и «карелов», при этом 1-я группа
делилась на «чудь-чухарей в тесном смысле»
и водь-эстов — «чухну».
По Л.В. Выскочкову «водь» — это «чудь».
.4.
От термина происходит «Чухляндия»:
место, где живут чУхны.
А.С. Пушкин в переписке с А.А. Дельвигом
называл так Петербургскую губернию
по другим данным сам город Петербург.
"По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;"..
Александр Пушкин «Медный всадник»
.5.
Близко знакомый с Пушкиным В.И. Даль
в своём Толковом словаре, определяет
слово как петербургское прозвание
пригородных финнов.
Заинтересовавшись этнографией чухонцев,
В.И. Даль написал очерк «Чухонцы в Питере».
В нём он отметил в частности, что чухонки
составляют большинство кухарок,
но чухонцев не найти ни среди сидельцев,
ни среди разносчиков и особо
подчёркивает честность этого народа.
аАаччччччччччччччаАа
Архиепископ Финляндский Сергий,
человек исключительных дарований
и всеОБЪЕМливающего опыта,
гармоничная, уравновешенная натура,
был не очень разговорчив
на "проклятые вопросы"...
Но сам он постоянно думал
о них, о «чухОнцах»* с миром,
понимая всю историю Руси
с этим суровым краем,
как и понимание терпения
к нетерпимым во всём...
Насколько он мог догадываться,
он многое принимал в новой жизни,
но только не в чухОнской…
Но главное, он твердо верил
в Вышнее руководство
над мИром Промысла Божия .
Бывало, ходим кто с ним после обеда
по залу,- а он, что-то размышляя,
тихо говорит в ответ на свои думы:
"А Божий мир по-прежнему стоИт...
СтоИт по-прежнему Божий мир...
Меняются правительства, а он стоИт...
Меняются политические системы,
он опять непреложно стоИт.
Будут войны, революции с бесами,-
а он снова всё дЕржится...;
до порЫ-ли до времени..??..
А имеется-ли у Земли-зЕмлюшки
тот вечный стержень..??,
такие переГРУЗки ей выдЕрживать.."
уУуееееееееееееуУу
Донбасс Боевая ГОРловка
**НовоРОСсия**
Все части поэмы
Две ЭЭпохи иерея Вениамина
http://stihi.ru/2023/06/01/6451
Свидетельство о публикации №123071700255