Это только вывеска учения атомы и пустота
Симпликий о Демокрите.
Дальше - больше. Дальше - интересней.
Если отвлечься от этого выученного и вымученного названия для демокритовских мыслей: атомы и пустота, и прочитать его в каком-то истинном варианте его выражения, в его, так сказать, первичном демокритовском прообразе, в голову начинают приходить самые странные, разнообразные мысли.
Вот у вас появляются какие-нибудь интересные мысли, когда вы читаете: атомы и пустота? Читаете это бездарное словосочетание ( вполне подходящее нашей такой же бездарной по части мышления науке). У меня ни одной не появляется, всё абсолютно чисто - никакого шевеления, никакого волнения. Значит это не мысли Демокрита и не его положения, потому что мысли мудреца звучат таким образом, что они всегда вызывают в нас, в нашем мышлении какой-то отклик, резонанс, иногда вовсе не заметный для нас, иногда же настолько заметный, что будят в нас целый круговорот размышлений и творческих фантазий. Поэтому это не мысль Демокрита, это её обрубок. Мёртвый слепок с умерщвленного лица, смерть, пережившая смерть в своей нейтральности. Все эти фразы, убивающие на корню философию, совершенно не принимающие в расчёт то, как движется сама мысль, считающие, что мысль - это резюме мысли или её портфолио, нет ничего хуже для философии их безличного статуса.
Слова самого мыслителя сочны и полны мыслительного аромата, быстры и стремительны в своём разворачивании, где одно выдвигается из другого с бесконечной скоростью и нигде не рвётся. Но, о ужас, приходит слава и она пишет на могилах, прославленных ею имен, гробовые вывески - считал так-то и так-то, и полагал то-то и то-то. И после этого можно точно считать, что философа действительно нет, что его действительно похоронили.
Только по отрывкам и разрозненным комментариям, мы можем пытаться догадываться как Демокрит воображал основные положения своей философии - полноту и пустоту. И проводя эту нелёгкую реконструкцию, прокладывающую себе дорогу через тысячи оттенков чужих восприятий и мнений, нависающих угрозой над подлинностью оригинального высказывания, мы приходим к тому, что атомом или чём-то существующим для Демокрита было нечто "согласованное". Не " всевозможное " без времени и пространства, а "уплотненное", "сложенное", "вступившее в контакт" - локализующее бесконечность. Пространство и время есть лишь там, где есть "удвоение", "утроение", " учетверение" и т. д, где есть серии и их согласованность в первообразе атома.
Некоторые источники о Демокрите свидетельствуют, что пустоту он иначе называл "разделением". Понятно тогда почему этот человек утверждал, что атомы " не делятся". Атомы не делятся, потому что они приумножаются, просто в соответствии с правильно понимаемой природой атома. Делит и делится пустота. И в математике производя бесконечные деления, вы делите именно её. Атом в некотором роде не столько физический объект, сколько принцип. Именно пустота и "всевозможность" есть принцип деления, они как бы хрупки и ломки, потому что "крошатся", " сыпятся" - на бесчисленные количества своих вариантов. Один атом - надёжен. Ведь по своему происхождению он повторяет себя в другом, так вот с ним получается. Это такое "эхо" бесконечности, атом, он - синтез, ниже него ничего уже нет.
Элементарные частицы нашей физики, сколько бы похожими они не были по многим внешним признакам на демокритовские атомы, - не они. Они - не они. Чтобы увидеть демокритовский атом требуется кардинально иное зрение. Ну может быть какое-нибудь такое, как у Лейбница, который рассмотрел повсюду монады, и прозрел мир как гармонию. Или может быть такое, как у Ницше, который "озарился" светом вечного повторения. Поскольку это уже "теплее" и ближе подходит к Демокриту, чем любые базоны, мюзоны или кварки, начисто лишённые смыслового уровня. Но и в чисто физических открытиях "много чего есть", о чем бы радостно было подумать, если бы нам однажды захотелось всё же подумать.
Свидетельство о публикации №123071702136