О великом труженике Жан-Поле Бельмондо. Часть 3

О ВЕЛИКОМ ТРУЖЕНИКЕ
ЖАН-ПОЛЕ БЕЛЬМОНДО
(Часть третья)

ПОЛНЫЙ КРАХ В ТЕАТРЕ
И УСПЕХ В КИНО


***
Вместо эпиграфа:

"Талант - это ничто
иное, как бесконечная
работоспособность".
(Сомерсет Моэм,
английский писатель,
1874-1965)


(1)

В Театральной Школе
Парижа всё шло своим
чередом.

Студенты осваивали
постепенно, шаг
за шагом секреты
нелегкого сценического
мастерства.


Среди верных друзей
Жан-Поля были
будущие звезды
французского кино:
 
Жан Рошфор, Клод
Брассёр, Ги Бедос и
Мишель Бон.

Они часто смеются
вместе, устраивают
веселые розыгрыши,
иногда небезопасные
и шокирующие
окружающих.

Так, однажды, эта
"пятерка смелых"
после студийных
занятий инсценировала
мини-хулиганскую
потасовку у самого
здания Театральной
Школы, - к вящему
изумлению и
недовольству прохожих.

Не успели невольные
зрители прийти в себя
после увиденного, как
студенты актерской
Школы прекратили
свой своеобразный
"бесплатный спектакль"
на пленэре.

И дружно отправились
всей компанией обедать
в ближайшее кафе.

Лидер и "режиссер"
этой безумной эскапады -
был, конечно же,
Жан-Поль.

(2)

Были и другие его
многочисленные
"подвиги".

Преподаватели регулярно
обсуждают поведение
"шута и хулигана
Бельмондо" в кулуарах
Школы.

Корифеи театра приходят
к почти единодушному
мнению: ни на что
другое, как на клоунские
буффонады Жан-Поль
просто не способен.

Но были среди его
театральных учителей и
такие, кто не разделял
общей точки зрения.

Эти немногие понимали,
что сицилийская кровь
Бельмондо ищет своего
выхода, ведь его предки
были итальянцы
с острова Сицилия.

Именно его горячий,
южный темперамент 
толкает на безумства
этого одаренного
студента.

Лишь некоторые учителя
понимали, что -
благодаря своему
невероятному презрению
к опасности, открытости
души и обезоруживающей
улыбке, благодаря всё
побеждающему
оптимизму - Жан-Поль
Бельмондо достигнет
успеха в артистическом
мире.

Одним из немногих
защитников этого
"трудного студента" был
Маэстро Жорж Витали,
актер и преподаватель
Театральной Школы.

Он будет в составе
того злополучного
театрального жюри,
которое организует
полный крах Жан-Поля
на выпускном экзамене.

И хотя голос Витали
не был решающим
в судейской комиссии,
именно он первым
пригласит своего
необычного ученика 
на главную роль
в фильме "Прирученная
мегера".

Учитель не ошибся:
участие его протеже
принесет успех этой
картине.

Предсказание Жоржа
Витали сбылось.

У его неординарного
студента были все
задатки и способности
звезды мирового кино.

Бельмондо будет
достигать вершин
актерской славы,
что бы ни стояло
у него на пути.

(3)

Но это произойдет
гораздо позже.

А пока суровые
трудовые будни
чередовались безумной
клоунадой "этого
отпетого хулигана
Бельмондо" и всей его
театральной "банды"

Бесконечные шутки и
взрывы смеха
становятся их визитной
карточкой.

"Мы были молоды,
протестовали против
привычных устоев и
боролись по-своему
против лицемерия,
несправедливости и
совершали сумасшедшие
глупости, -

улыбается Жан-Поль,
вспоминая годы юности.

Свою дружбу он и его
друзья-актеры пронесут
через всю жизнь.

И всегда будут готовы
прийти на выручку друг
другу.

Но время выпускных
экзаменов молодых
артистов стремительно
приближалось.

Этот 1956 год станет
решающим и определит
их дальнейшую судьбу.

Строгое жюри оказалось
недовольно исполнением
роли Жан-Полем
в выпускном спектакле.

Несмотря на это зрители
в зале аплодируют стоя,
громко скандируют его
имя и свистом протестуют
против несправедливого
решения театральных
судей.

Товарищи по актерскому
цеху на руках
триумфально проносят
Бельмондо по сцене.

Но все напрасно!

"Я был возмущен этой
несправедливостью, -
вспоминает Жан-Поль. -
Гнев и обида просто
ослепили меня! -

Проходя мимо жюри, я
сделал "жест д'оннер"
(NB. Geste d'honneur,
фр. - оскорбительный
жест)

Все было кончено.

Двери Комеди Франсэз
с треском захлопнулись
передо мной".

Все надежды молодого
артиста на работу
в этом прославленном
театре рухнули
в одночасье.

Мечты на исполнение
главных ролей в драмах
и комедиях рассеялись,
как фимиам.

Так будет довольно часто
в его будущей карьере
Жан-Поля Бельмондо.

Любовь и признание
публики, оглушительная
международная слава,
с одной стороны.

С другой - холодное
неприятие его актерских
работ официальной
критикой и многими
мэтрами сценического
искусства.

(4)

Но жизнь снова сделала
свой крутой вираж.

Жан-Поля наперебой
приглашают режиссеры
для участия в их кино-
картинах.

Он снимается у Жоржа
Витали в "Прирученной
Мегере", и фильм имеет
успех у зрителя.

Затем следует картина
"Будь красивой и молчи"
режиссера Марка Аллегрэ.

И снова - успех.

В сентябре 1959 года
Жан-Поль приглашен
молодым, талантливым
режиссером Жан-Люком
Годаром на исполнение
главной роли в его
фильме "Au bout
de souffle"
("На последнем
издыхании").

Жан-Полю не нравился
этот странный режиссер,
худой, молчаливый,
замкнутый,
в затемнённых очках.

Бельмондо - его полная
противоположность:
улыбчивый, открытый
балагур и весельчак,
душа нараспашку,
рубаха-парень,
мускулистый спортсмен,
обожающий бокс.

Он даже подозревает
Годара в нетрадиционной
ориентации и делится
опасениями со своей
подругой Элоди, своей
будущей супругой и
матерью его детей.

Та успокаивает его:
"В любом случае, ты
ведь боксёр и всегда
сможешь постоять
за себя.

Покажешь ему свой
знаменитый удар левой -
и дело с концом!"

Не лежала душа
у Жан-Поля к этому
молодому режиссеру.

Актер отказывается
своей роли.

И отказывается в весьма
грубой форме, что с ним
случается очень редко.

(5)

Но Годар настойчив и
не обидчив.

Он видит редкое
актерское и человеческое
обаяние начинающего
актера.

Режиссер догадывается,
что именно этот
природный, 
исключительный дар
Бельмондо сможет
принести успех его
фильму.

Наконец Жан-Поль,
после долгих раздумий,
принимает предложение
на участие в новой
картине.

Постепенно он начинает
лучше понимать Годара,
много беседует с ним,
и даже разделяет его
взгляды и отношение
к жизни.

Роль Жан-Поля в этом
фильме отрицательная.

Его герой - отъявленный
мошенник, большинство
реплик которого
откровенно циничны.

Но сила обаяния
Бельмондо и его
обезоруживающей
улыбки - огромна.

Через них просвечивает
его благородная натура
боксёра, защитника
слабых и поборника
справедливости.

Зрителям видна его
душа круглого
двоечника и отпетого
школьного хулигана,
который ничего в жизни
не принимает всерьёз.
 
Его добродушный смех,
сердечный юмор сыграли
свою всё побеждающую
роль.

Анти-герой Бельмондо
самым чудесным
образом, словно
по мановению
волшебной палочки
из детской сказки,
превращается
в положительный персонаж
и вызывает сочувствие
публики.

(8)

Режиссер Жан-Люк
Годар во всём следует
системе русского
театрального мэтра
Станиславского, который
утверждал:

"Актер обязан играть так,
чтобы его персонаж,
пусть даже негативный,
вызывал сочувствие и
понимание зрителей".

Режиссер и артист
должны показать,
почему этот герой стал
отрицательным.

Необходимо раскрыть
его внутренний,
психологический мир,
мысли и философию.

Надо показать, что
проблемы этого
анти-героя уходят глубоко
корнями в его детство и
его окружение.

(9)

Актерская игра Бельмондо
невероятно напоминает
историю исполнения роли
Глеба Жеглова российским
актером Владимиром
Высоцким в фильме
"Место встречи изменить
нельзя".

Фильм был создан
режиссером Станиславом
Говорухиным по сценарию
братьев Вайнеров.

Поначалу роль
следователя Жеглова
задумывалась, как
отрицательная.

Но актерский талант
Высоцкого и его
блестящее исполнение
превратили его героя
в положительный
персонаж.
 
Симпатии зрителя были
на его стороне.

В творчестве Владимира
Высоцкого и Жан-Поля
Бельмондо удивительно
много общего.

По-видимому, это
объясняется схожестью
личностей этих двух
великих актеров, их
характеров, взглядов
на мир и отношения
к жизни.

С удивлением французский
актер скажет позднее:

"Тогда я не подозревал,
что мы создаём шедевр
и что этот фильм
Жан-Люка Годара станет
лучшим, заслужит многие
призы и всеобщее
признание".

16 июля 2023

<>

ПРИМЕЧАНИЕ

1) По мотивам
документального
французского фильма
"Этот неисправимый
Бельмондо", 2023 год,
(режиссер Франсуа Леви-
Куэнц) и статьи журнала
"Пари-Матч" "Вечный
Бельмондо", декабрь
2021 год.

2) Иллюстрация:
картина современного
французского художника-
импрессиониста Лорана
Парселье (род. 1962)


Рецензии
Великий актёр и великий труженик!

Александр Сильва   26.01.2025 09:12     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы,
Александр!:)

Спасибо большое
за отзыв!

С уважением и
теплой улыбкой,

Марина Северина   28.01.2025 16:48   Заявить о нарушении