Кошерная медитация

Из трудов Любавичского Ребе

Подобно тому, как в вопросах телесного здоровья "спрашивать разрешения – постыдно", поскольку речь идет об опасности для жизни,1 так и в том, что касается вопросов душевного здоровья и спокойствия, – их необходимо обсуждать, даже если нет стопроцентной уверенности в том, каков будет успех, даже если есть сомнение или лишь тень сомнения.

Наши праотцы - Авраам, Ицхак и Яаков - были пастухами. Наши мудрецы объясняют,2 что поскольку они были "колесницей Всевышнего"3 (были полностью преданы воле Творца), то и образ жизни они избрали такой, чтобы мирская суета не отвлекала их, и они могли бы всем сердцем отдаваться служению Б-гу.

Это же справедливо и для нас. Нужно хоть на какое-то время отстраняться от "базарного шума", от гама и суеты людской толпы, и проводить пару часов в день в относительном уединении. Чтобы размышлять о вещах, приносящих покой душе, а не волнующих или тревожных. Это позволит укрепить душевное здоровье, успокоить нервы и освободить мысли от внешних раздражителей.

Как и в прочих ситуациях, к данной теме имеет отношение стих: "Смотри, Я дал тебе жизнь и добро и смерть и зло". То есть у всего есть обратная сторона, и медитация может оказаться связана с идолопоклонством. Но это не повод для того, чтобы полностью ее отрицать. Вопрос не нов: для чего Б-г создал солнце, луну и звезды, ведь есть люди, которые служат им и поклоняются. На это сказали наши мудрецы: "Так что, из-за глупцов Он должен разрушить мир?!"4

Медитацию часто сопровождают различными ритуалами: зажигают ароматические воскурения, поклоняются идолам или людям и т.п. Это превратилось в настоящее бедствие в США и других странах, включая Святую Землю. Для этого даже было выбрано благозвучное название - "трансцендентальная медитация", то есть нечто выше интеллекта, выше всяких ограничений, несмотря на то, что речь идет об очевидном идолопоклонстве, или как минимум производном от идолопоклонства. И в силу тьмы изгнания, в которой мы пребываем, люди даже не подозревают о том, как много сыновей и дочерей Израиля, юных и взрослых, попали в эту ловушку не только в США, но даже и в Святой Земле и в Святом Городе Иерусалиме, где тоже был организован центр, который сейчас вовсю рекламируется в Диаспоре.

Наши мудрецы сказали, что идолопоклонство подобно проказе.5 И на самом деле, эта порча продолжает распространяться. А ведь каждая еврейская душа - это "целый мир", и для спасения ее нужно прилагать все усилия вплоть до самопожертвования.6 При том, что речь идет о таком грехе, в отношении которого человек "должен предпочесть быть убитым, нежели его совершить".7 Тем не менее, многие боятся вмешиваться: "В наших собственных глазах мы были, как кузнечики".8 Стоят в стороне и хранят молчание. Кроме того, многие раввины боятся даже принимать решения о том, какие типы медитации являются дозволенными, опасаясь, что через эти допустимые виды медитации люди, не дай Б-г, могут перейти к запрещенным.

С другой стороны, следует помнить, что речь здесь не идет о вполне здоровых людях. Человек здоровый вообще не должен заниматься медитацией, которая выводила бы его из сферы каждодневной работы, служения Всевышнему, ведь "человек рожден для труда".9 Действие такого рода идет вразрез с иудаизмом и, в частности, полностью противоречит подходу учения хасидизма, который заключается в том, что нужно работать вместе с другими людьми, а не отделяться от них. Тот, кто способен трудиться, должен работать и чувствовать, что его усилия имеют смысл. Вплоть до такой степени, как в талмудической истории о жителях Мехуза, которые занимались переносом тяжестей, и лишенные своей обычной работы, стали болеть, после чего те, кто создал эту проблему, должны были заплатить им за это.10 Думам и размышлениям есть место лишь как части служения Творцу. Так в разделе о законах молитвы11 говорится о том, что перед каждой молитвой нужно поразмышлять о "ничтожности человека" и о "величии Б-га". И понятно, что невозможно предаваться таким рассуждениям в шуме повседневной жизни, сидя посреди Таймс Сквер в Нью-Йорке. Но это – уединение в установленное время и для исполнения определенной заповеди.

Однако в нашем случае речь идет о людях, нуждающихся в исцелении, которым необходимо успокоить свою душу и нервы. А есть и такие, что пребывают в иллюзии, что им необходима медитация - и это тоже своего рода болезнь. И если им не дать такую возможность, то они обратятся к каким-нибудь гуру, практикующим медитацию в форме идолопоклонства. С другой стороны, если удовлетворять их нужду, предлагая им слова Писания, объяснение смысла слов молитвы "Шма Исраэль" и т.п., то это превратится опять-таки в размышление о величии Б-га и о ничтожности человека, и тогда такой "пациент" может впасть в депрессию, что совершенно противоположно здоровому состоянию души.

Поэтому нужно, на начальном этапе, пойти на определенные компромиссы и обеспечить по меньшей мере использование кошерных методик. Неоспоримым фактом является то, что люди, пытавшиеся исцелиться кошерными методами, добивались успеха, и поэтому необходимо объяснять людям, что для успешного исцеления им не нужны, не дай Б-г, всякие "гуру", "воскурения" и т.п.

Заниматься таким исцелением должен человек грамотный с медицинской точки зрения, а также разбирающийся в Галахе, чтобы знать, какие виды этого лечения могут быть использованы согласно Шулхан-Аруху без какой-либо примеси идолопоклонства. И использование этой методики будет лимитировано, как и в случае с любым другим видом лечения, осуществляемым под контролем врача.

Священной обязанностью всех врачей, занимающихся душевными заболеваниями и нервными расстройствами: психиатров, психоаналитиков и т.п., – является необходимость повысить свое образование, с тем чтобы разбираться в способах лечения с привлечением техники медитации. А вслед за тем – давать, как водится, соответствующую рекламу. Когда же к ним обращаются пациенты за помощью, нельзя совмещать это с посторонними вещами, сколь бы хорошими и священными они ни были. Ни с Каббалой, ни с хасидизмом, ни с тайнами Торы. Если ставить какие-то дополнительные условия, не относящиеся непосредственно к лечению, то почти наверняка, подавляющее большинство евреев, нуждающихся в срочном спасении от идолопоклонства, на это не согласится. А то меньшинство, которому можно привить эти понятия, не обязательно должно приобщиться к ним сразу, на первом же этапе. В первую очередь этих людей нужно спасти, а затем раскрывать им тайны Торы.

В наше время люди нарушают закон "не назло", поэтому, если будет возможность действовать кошерным образом, они не станут намеренно поступать иначе.12 И когда в этой области будет достигнут успех, то он позволит начать спасать также и тех евреев, которые уже попали в сети идолопоклонников. И в особенности, если не ждать, когда люди обратятся за помощью, но самим идти на помощь тем, кто в этом нуждается - даже если они сами еще не осознают этой нужды - и говорить с ними на их языке, и сказать им правду: что мы заинтересованы в в их духовном исцелении без каких-либо дополнительных требований, и пусть они попробуют и убедятся.

"Не смущаться перед глумящимися"13 - это условие, которое предваряет все четыре раздела Свода Еврейского Закона. Поэтому не нужно стесняться насмешников и скептиков. Кто, мол, сказал, что удастся убедить доктора? Кто знает, добьется ли доктор успеха в лечении? Кто сказал, что под этим вообще есть какой-то фундамент? Все эти сомнения - это зло Амалека, "который охладил тебя в пути",14 пытающееся охладить и убедить в том, что нужно заботиться только о самих себе. В этом корень всякого зла, и на это не нужно обращать вообще никакого внимания.

Из беседы, произнесенной 13 Тамуза 5739 г. (8 июля 1979 г.).

ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Иерусалимский Талмуд, трактат Йума, 8:5; Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, 328:2.

2.
См. Рабейну Бахье, комментарий к книге Брейшит, 46:30.

3.
Брейшит Раба, 47:6.

4.
Мишна, трактат Авода-Зара, 7:4.

5.
Вайикра Раба, 17:7.

6.
Мишна, трактат Санѓедрин, 4:5.

7.
Талмуд, трактат Санѓедрин, 74а; Шулхан Арух, раздел Йорэ Дэа, 157:1.

8.
Пятикнижие, книга Бэмидбар, 13:33.

9.
Иов, 5:7.

10.
Талмуд, трактат Бава-Мецийа, 77а.

11.
Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, 98:1.https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/954577

12.
Талмуд, трактат Хулин, 4а.

13.
Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, 1:1.

14.
Пятикнижие, книга Дварим, 25:11.

Из трудов Любавичского Ребе
© Copyright, все права защищены. If you enjoyed this article, we encourage you to distribute it further, provided that you comply with Chabad.org's copyright policy.


Рецензии