Таланту Л. Толстого. Отчего яблоко падает?
отчего оно падает?
Оттого ли, что тяготеет к земле,
оттого ли, что засыхает стержень под ветром и Солнцем,
оттого ли, что сушится Солнцем,
что тяжелеет, что ветер трясёт его,
оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?
Ничто не причина этого события.
Всё это только совпадение тех условий,
при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие.
И тот ботаник, который найдёт,
что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное,
будет так же прав и так же не прав, как и тот ребёнок, стоящий внизу, который скажет,
что яблоко упало оттого,
что ему хотелось съесть его!
Так же прав и не прав будет тот, кто скажет,
что Наполеон пошёл в Москву потому, что он захотел этого,
и оттого погиб, что Александр захотел погибели его;
как прав и не прав будет тот, кто скажет,
что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого,
что последний работник ударил последний раз киркою под неё
и это - причина падения этого.
В исторических событиях так называемые великие люди
суть ярлыки событий, дающие наименование событиям,
которые, так же, как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.
Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя,
в историческом смысле непроизвольно и становится таковым навечно,
поскольку находится оно в связи со всем ходом истории и определено предвечно.
История Вселенной – живая, несозданная окончательно часть Вселенной вечной,
она, как и жизнь Вселенной, – вечна и бесконечна.
______
Л.Н. Толстой. Война и мир. ТОМ ТРЕТИЙ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
I
Когда созрело яблоко и падает, - отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою.
В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.
// История Вселенной – живая, несозданная окончательно часть Вселенной вечной, она, как и жизнь Вселенной, – вечна и бесконечна. Серж Пьетро 1.//
Свидетельство о публикации №123071601441