Папе с нежностью
захватив смену одежды и пару лепёшек, отправился из родного кишлака
Кзыл Мазар Советского (ныне Темурмаликского района) в путь - дорогу
на учёбу в педучилище города Куляба. Покидая отчий дом, и, получив
благословление отца и матери, обнял братишек и прощально окинул
взглядом просторный двор под густым виноградником, сад с фруктовыми
деревьями, ветви которых склонились под тяжестью богатого урожая яблок,
и налившимися соком плодами граната, чашму с ледяной, чистейшей родниковой
водой, словно предчувствуя долгое расставание с родными местами.
Так начиналась самостоятельная жизнь моего папы Шарипова Холбобо Шариповича.
Родители давно заметили тягу своего первенца к знаниям, его стремление
учиться, поэтому не препятствовали желанию мальчика. Сами из дехкан, они
знали о тяжёлой сельской жизни и, как и многие хотели лучшей доли для своих
детей. Отец папы – мой дед Шариф Каримов до революции батрачил у баев,
а после Октябрьской Революции вступил в борьбу против них, войдя в движение
краснопалочников. После установления советской власти в Таджикистане стал
строителем дорог, дослужился до начальника управления дорог района, где
проработал до самой пенсии. А мать папы – моя бабушка Фотима была простой
труженицей колхоза. Их хлебосольный дом был всегда полон гостей, дед
пользовался заслуженным уважением у сельчан, за честность и порядочность,
они до конца его жизни с почтением называли ака Шариф Доротдел.
Рассказывали, как-то раз доставили ему из области финансовые средства для
раздачи зарплаты работникам, когда деньги были выданы дедушка Шариф обнаружил
крупный остаток, около двадцати тысяч рублей. Долго не раздумывая, он собрал
всю сумму излишка и отправился в область, когда он вернул деньги работник
бухгалтерии Самокрутов А., находившийся на грани нервного срыва едва не
заплакал. Он и не надеялся обнаружить эти деньги и ждал сурового наказания,
спас бухгалтера от тяжёлых последствий достойный поступок деда.
Папа в 1953 году после успешного окончания училища принял самостоятельное
решение поступать в столичный ВУЗ, выбрав факультет русского языка и
литературы Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина,
самого востребованного и престижного для молодёжи того времени.
Но волею судьбы из-за перебора желающих попасть на этот факультет,
оказался в числе студентов новообразованного в тот год юридического
факультета. Несмотря на недостаток, поначалу, знания русского языка
он сумел успешно освоить основы права, став сталинским стипендиатом,
сдавая сессию за сессией на «отлично», но давалось ему это нелегко.
Одним из самых сложных и нудных предметов в юриспруденции во все времена
у студентов считалось гражданское право. Вёл этот предмет, известный своей
строгостью профессор Корецкий, которому студенты благоговели и боялись
одновременно. Получить у Корецкого «тройку» считалось особым благом, на
более высокую оценку они и не замахивались, но только не третьекурсник
Шарипов Х. На эту оценку он был не согласен, и, хотя, проблемы с русским
языком всё ещё имелись, что в большей степени усложняло освоение предмета,
он вызубрил учебник Гражданского права от корки до корки и сдал экзамен.
Профессор Корецкий оценил по достоинству целеустремлённость студента,
расщедрившись аж на «четвёрку», единственную во всём арсенале оценок в его
дипломе.
Но папу отличало не только упорство в учёбе, он был также активным
участником студенческой жизни факультета, серьёзно занимался спортом,
во время хлопковой страды был одним из лучших сборщиков хлопка.
Таких студентов называли комбайнами, они могли за день собрать центнер,
а то и больше хлопка. И конечно, отменный папин плов. Перевыполнив норму
по сбору хлопка, папа раньше всех возвращался из поля и принимался за плов,
а готовил его мастерски. По рассказам мамы он был душой компании, и
сокурсники собирались по вечерам, вернувшись с полей, чтобы отведать
вкуснейшее блюдо и весело пообщаться.
Со временем отец освоил русский язык в совершенстве, а позже за годы госслужбы
овладел английским и арабским языками.
Итогом получения высшего образования папы в 1958 году был не только диплом с
отличием, но и звание Чемпиона республики по вольной борьбе в тяжёлом весе.
А в 1957 году участвовал в Спартакиаде народов СССР и выступал за сборную
Таджикской ССР. Это событие совпало с рождением дочери, незадолго папа
с мамой поженились. Они познакомились в 1956 году будучи студентами.
Мама училась на филологическом. Оба факультета тогда находились в одном
здании, и сокурсники любовались этой красивой парой. Высокий, статный,
богатырского сложения папа и ладная, белолицая с нежным румянцем,
длиннокосая мама.
Мама – Валентина Хамраевна Абирова, была старшей дочерью в семье.
Отец мамы Хамро Абиров в молодости активно боролся с басмачеством,
за храбрость и отвагу в народе его называли Абир-командир. Вот, что я
нашла в учебнике Истории таджикского народа: «В течение 1925—1926 г.г.
совместными усилиями красноармейцев и добровольческих отрядов, басмачеству
был нанесен смертельный удар. Курбаши Ибрагимбек (один из главарей банд
басмачей) бежал в Афганистан. В боях, за Советскую власть в рядах
Красной Армии сражались лучшие сыны таджикского народа. В их числе Равшан
Баймурадов, Абдусамад Рахимов, Хамро Абиров, и многие
другие.». Вызывает гордость, что имя моего деда не забыто историей страны.
Впоследствии он долгое время работал военным комиссаром Ленинского района.
Моя любимая бабушка Саодат Алимовна, мамина мама, занималась домашним
хозяйством. Перед Великой Отечественной войной мой дедушка по доносу попал
под жернова репрессии. Бабушка, совсем молоденькая, на десять лет младше
деда, осталась одна с малыми детьми на руках, жильё у них отобрали, и она
вынуждена была переселиться в сарай. Это был очень тяжёлый период, дверь
была без замка и ей приходилось каждую ночь привязывать к ручке двери один
конец верёвки, а другой наматывать на свою руку, чтобы быть готовой к
встрече незваных «гостей», ведь известное дело – семья репрессированного
была, как правило, беззащитна. К счастью доносчика быстро разоблачили,
деда оправдали и восстановили в прежней должности. И так бывало оказывается
в то время, но бабушка даже вспоминать не хотела о том тяжком для семьи
периоде. До меня дошли скупые обрывки информации об этих событиях от
дальних родственников.
Мама была очень начитанной, отлично владела русским, таджикским и узбекским
языками, она обладала прекрасной дикцией и очень грамотной речью, долгие годы
работала лектором в Республиканском Обществе «Знание».
Многие спрашивали у меня почему у твоей мамы русское имя. У этого тоже есть
своя история. По рассказам бабушки Саодат в те времена была мода на всё
русское, начиная от одежды, заканчивая обязательным желанием населения
обучать своих детей в школах с русским языком обучения. Когда родилась мама,
бабушка назвала её в честь акушерки Вали, а следующую дочку назвала Ириной.
Мода и в те времена была актуальна, как и всегда.
Мои родители после свадьбы стали жить в студенческом общежитии, и поначалу,
как и у многих их быт налаживался непросто. Поэтому молодыми было решено с
детьми не торопиться. В то утро мама собиралась пойти в больницу, чтобы
прервать беременность, но перед выходом немного задержалась. Вдруг в комнату
ворвался бледный, взволнованный папа с вопросом: – Ты там уже была?!
Получив отрицательный ответ, заявил, чтобы она не смела убивать его ребёнка
и категорически запретил идти в больницу. Оказалось, что он проходил занятие
по судебной медицине в МОРГе, где препарировали труп молодой женщины после
криминального аборта и пришёл в ужас, представив, что с его женой могло
произойти то же самое. Так папа сохранил меня для этой жизни.
С августа 1958 года начались его годы службы в оперативно-следственных
подразделениях КГБ Таджикской ССР, в различных должностях аппарата ЦК КП и
Совета Министров Таджикской ССР.
Вот как отзывается о папе его друг и соратник по службе генерал Д. Назиров
в своих мемуарах: – «Полковник госбезопасности Холбобо Шарипов являлся
трудолюбивым, высокопрофессиональным специалистом, с прекрасными
организаторскими способностями, внёсшим большой вклад в деле предупреждения
и пресечения идеологической диверсии противников, направленных в среду
интеллигенции, молодёжи, верующей части населения, по разжиганию антисоветских
тенденций и межрелигиозной розни.»
В 1992 году в период тяжелейшей обстановки в стране, папа работал в аппарате
Президента Рахмона Набиева, занимаясь вопросами обороны и правопорядка.
Таджикистан тогда был втянут в братоубийственную войну и руководством страны
принимались усилия по недопущению кровопролитья,но стрела войны была запущена
слишком давно и остановить её разрушительную силу было невозможно. Этот факт
очень расстраивал отца, он переживал всем сердцем, что братоубийство не удалось
остановить.
В мае 1998 года, на шестьдесят четвёртом году жизни папа покинул этот мир,
оставив после себя светлый след и добрую память.
Когда слышу вопрос: кто был для меня движущей силой по жизни, неизменно
отвечаю – разумеется отец.
По отношению ко мне он никогда не позволял себе грубого обращения, доверял,
уважал во мне личность, конечно, это сказалось на характере. Особо обращал
внимание на порядочность и скромность.
– Запомни, доча, скромность превыше всего, – говорил он, – кичливость и
хвастовство не украшают человека, выставляют его смешным и нелепым, никогда
не будь такой.
И врезавшиеся в память, оказавшиеся навсегда значимыми для меня, его слова:
– Не подведи меня, доча.
Не подводить отца стало правилом моей жизни.
Теперь, сквозь года, став ровесницей папы склоняю голову перед его жизнелюбием,
силой духа и благородством с чувством глубокого восхищения, благодарности и
нежности.
Приведено в сокращении..
полная версия в Сборнике авторов прозы и поэзии
из ЦА "Колыбель любви-2", издаваемом в г. Бишкек.
июль 2022 г.
Свидетельство о публикации №123071502900