Демокрит. Вещь, не ставшая телом

 

  С таких позиций, на которых оказывается Демокрит, обыкновенная или неживая вещь есть недо-ставшее органическое тело.

Мы уже перечисляли демокритовские ступени образования мира: первая - совершенное ничто, состоящее из пустоты и вибрирующих прото-атомов; вторая - атом реальный или материальный как локальное взаимодействие прото-атомов, и наконец, третья - вихрь согласованного движения реальных атомов.
Если вкратце: Ничто - Атом - Вихрь.

Напомню также, что вихрь должен быть триединым в своём противоречии: он должен быть согласным направлением подобных атомов; должен уметь справляться со всеми случайными( неподобными) атомами, неминуемо попадающими к нему; и он должен каким-то образом  удерживать свои границы в Великой пустоте среди множества других вихрей. Что же мы видим? Мы видим, что живое органическое тело - просто образец решения трёх этих трудных задач. А неживое, вещественное тело? Оно безразлично к собственным границам. И следовательно, по теории Демокрита, неживое вещественное тело - это то, что так и не добралось до состояния вихря. Как говорится, шло-шло, да не дошло. Это нечто такое, что застряло на полдороге, некий такой "шлак" - неудача производства - плохая попытка вихря.

Живое тело - вихрь ( как простейшее) или даже множество согласованных вихрей ( уже не атомов, а вихрей согласование) - как сложное тело. А вот вещь это недо-вихрь. В вещи есть подобные друг другу атомы, есть атомы случайные и пришлые ( и вследствии этого принципа мы не можем получить стопроцентный чистый материал - нет золота, составляющего 100%), но в вещи нет победы своего собственного вихрения и наращивания его. Неживая вещь "хромает" на одну ногу. И поэтому она не может быть основанием для нового фундамента мира. Вихрь - этот новый фундамент и на нём выстраивается уже новое согласование - согласование различных вихрей.

Атом рождается, когда согласуется - хотя бы в паре - с другим атомом. Вихрь рождается когда согласуется с другим вихрем ( хотя это звучит так, как-будто это невозможно, как-будто следствие является условием своей же собственной причины - видимо отлично звучит!). Но мёртвое тело не может согласоваться с другим мёртвым телом, ибо оно безразлично к его границам и ко своим. Точнее об этом следует сказать наоборот: тот самый ожидающий родиться вихрь, что не сумел ещё согласоваться с другим вихрем  - остался мёртвым, а значит не вихрем, а лишь недо-вихрем.

Вот в каком странном мире мы живём, не просто в "материальном ", но в "принципиальном", не просто посреди атомов и пустоты, но в сладких звуках нарастающей гармонии, несомненность которой удалось почувствовать спустя долгое время только Лейбницу.

Всё это не пустые слова. Всё это очень разумная и живо нарисованная картина мира, из которой мы ясно понимаем, что законно исключительно органическое тело и в нём одном закон, между тем как мёртвая вещь - выражаясь немного религиозно - не исполнивший волю отца сын. Только когда вихри пытаются согласоваться друг с другом, они обнаруживают свои границы. И лишь то, что обнаружило свои границы, становится живым. Жизнь это очень разумное "обнаружение" и "согласие". Мы можем сказать : атом это минимум два атома; вихрь это минимум два вихря. Сам атом, реальный атом и есть это " согласие"( воздействие), и сам вихрь это не вихрь, а два вихря. А если нет двух, то и нет вихря - мёртвая вещь, неживое тело валяется. Нет другого атома - то и первого нет.

Каким чудесным образом Демокрит мог всё это увидеть так ясно и так образно - уму непостижимая загадка. Гениальность и разум - не новая ли ступень мира?


Рецензии