Вступление

Мечтайте, воображайте... и будьте такими же дикими, как Демокрит и Гераклит.

Современная западная цивилизация обладает рядом несомненных преимуществ, но есть в ней и существенный недостаток - она приучила нас мечтать исключительно в рациональной плоскости. Я не говорю в разумной, я говорю - в рациональной. Мы мечтаем вслед за нашими технологиями, а не от самих себя.  Мы заперты в шкатулке рациональностей и сентиментальностей, дополняющих друг друга.

Демокрит и Гераклит обладали колоссальным воображением и при этом оба они были реалистами. Это хорошо видно по их высказываниям ("ослы золоту предпочтут солому" - Гераклит; "наши чувства погружены во мрак" - Демокрит). И оказывается подлинный реализм нисколько не мешает воображению. Быть реалистом и быть мечтателем одновременно это значит быть Демокритом или Гераклитом, быть не просто умным человеком и философом, а быть мудрецом.

На такой глубине находились оба этих славных мужа, что даже древнегреческое общество было от них в шоке. Обыкновенно мы считаем, что самым диким образом там пребывал Диоген, сидевший в бочке и евший с ладони, а я вам скажу, что не было там никого более дикого, чем Демокрит или Гераклит. Потому что Диоген продолжал приставать к людям и сам нуждался в своих антисоциальных поступках, а эти двое уже не нуждались ни в каких людях, как таковых, и представляли из себя "чистых изгоев" по добровольной воле и желанию. Гераклит ушёл далеко в горы, подальше от всяких людей, подальше от славной древнегреческой демократии. Демокрит также облюбовал кладбища и самые пустынные места.

Они не были варварами, не поймите неправильно, ведь варвары по своему рождению и существу  - неразвитые и грубые натуры, нуждающиеся только в самых примитивных общественных функциях. Они были истинными сынами своего общества, но при этом они опережали его на голову. Гераклит ушёл в горы, чтобы спокойно мыслить и писать свою книгу, а написав её, он принёс её в храм Артемиды,чтобы каждый желающий мог её прочитать. Демокрит же написал столько трудов, сколько не написал ни Платон, ни Аристотель, и популярность этих трудов среди самих греков была выше популярности всех платонических сочинений, не говоря уже о мало читаемых аристотелевских. Это значит, что их "дикость ", или их "натуральность" была совершенно иного рода и свойства, нежели "дикость" и "натуральность" варваров. Она представляла из себя равенство  разумной и свободной стихийной природы - то равенство, к которому ещё только стремится человек в своём будущем.

Природно воображающий стихийный реализм = разумно мечтающий свободный человек. " Не более одно, чем другое" - по славному принципу Демокрита, принципу исономии.


Рецензии