Морские истории. 4. Красное дерево

Западное побережье Африки, кроме всего прочего, знаменито произрастанием  в джунглях красного дерева различных сортов и оттенков древесины.  Их коммерческая вырубка традиционно являлась наполнителем бюджета местных стран. В Европу  вывоз осуществлялся грузовыми судами,   способными самостоятельно загрузить в свои трюма древесину. На каждом бревне поставщиками наносилось клеймо с указанием  размера, даты вырубки и отправителя.
А это значало, что груз, собираемый в разных портах, потом легко идентифицировался. В 1983 году суда Таллинского морского пароходства участвовали в доставке красного дерева и какао бобов в Советский Союз. Грузовые суда типа < Гвардия>, оснащенные грузовыми лебедками, хорошо подходили для таких операций.
Местное чернокожее население относилось с симпатией к нашим морякам под влиянием учений о справедливости и идейном братстве трудящихся. А бытовые вентиляторы и кожанные сандалии, участвующие в процессе обмена на бананы, добавляли в их головы светлые мысли о существовании прекрасных мест на земле.
В африканские порты стекался народ из разных уголков черного континента не только подзаработать на погрузке, но и с целью бегства в другие страны.
Африканское население в те времена было носителем множества тропических болезней.
Для европейцев, работающих в Африке, популярным лекарством для  самолечения и профилактики был английский джин. За времена колонизации англичане и французы  достигли успехов в изучении и лечении тропических болезней. Наш судовой врач выдавал ежедневно всему экипажу таблетки хинина, чтобы уберечься от малярии.
Завершив погрузку в одном порту, судно перемещалось в другой, и так до заполнения трюмов.
На этот раз последним оказался порт Абиджан, принадлежащий республике Берег Слоновой Кости ( с 1986 года - Кот-д'Ивуар). Загрузили несколько бревен и  мешки с какао бобами.
По окончанию погрузки, перед выходом в море, экипаж проверил трюма и помещения на наличие беженцев.  Среди бревен были обнаружены четверо африканцев, которых сдали портовой полиции. Посчитав инцидент исчерпаным, капитан вывел судно из порта, и легли курсом на порт приписки - Таллинн.
Два дня прошли без происшествий. Затем, при утреннем обходе палубы, вахтенный матрос заметил две  головы, выглядывающих из люка лаза в один из трюмов. Как оказалось, у них закончилась питьевая вода, и среди мокрой древесины было мало кислорода.
За время погрузки несколько раз  проливался тропический дождь, и хотя трюма сразу закрывали брезентом, вода попадала на груз и в трюма,  из которых воду выкачивали осушительными насосами.
Африканцам оказали помощь и разместили в каюте стивидоров, с двух ярусной кроватью и санузлом. Питание, как и всем морякам, подавалось  из "общего котла".  В  каюте они находились под арестом. Капитан сообщил о происшествии в пароходство и получил распоряжение пересадить на  встречное судно компании.
Через сутки состоялась встреча судов, спустили шлюпку и доставили беглецов на борт встречного.
Никто руками не махал и не выражал сочувствия. На лицах африканцев была мимика
ожидающих сурового наказания.
Так закончилась их попытка переселения в страну, где холодные воды омывают скалистые берега. С приходом в порт  санитарные власти  обработали  стивидорскую каюту дезинфицирующими  средствами, и все вскоре забыли о происшествии.
А.И.Мельников


Рецензии