Кафедральный собор святого Апостола Петра

Кафедральный собор святого первоверховного Апостола Петра в Ватикане

Посвящается музею Архитектуры Ульяновска и первоверховному Апостолу Петру, в День рождения музея Архитектуры Ульяновска 12 июля 2023 года.


Удачно День был выбран вами:
Ведь в этот День Петра мы чтим.
Храм над могилою, как камень*,
Веками стал необходим!
Петру, как дар, - он безупречен!
Верховный** с ним Апостол вечен!!!
Он мастерами Возрожденья***
Создался бы в одно мгновение.
Ведь созидался без сомнений!
Смерть Микеланджело прервАла****
Строительство его сначала...
Потом другие потрясенья...
Но только там творили гении!
И все учитывались веянья.

Сангалло, Росселино, Санти,
Перуцци, Порта и Бернини,
Джакомо, Пирро уже сами
Всё завершили: Бог был с ними!!!*****
Закончил мастер рококко.******
В архитектуре нелегко
Сливать всё лучше в едино.
Но дано зданию незримо:
Не завершаясь, улучшаться.
Уже не стоит сомниваться,
Что каждый принял, как лекарство,
Предшествующих мыслей братство.
А гениальные идеи
(мы знаем) - просто не стареют.

12.07.2023

Онегинская строфа.

* как камень - Апостол Пётр, сильный и пламенный духом. Он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

** Верховный - Пётр и Павел были наречены верновными Апостолами.

*** Он мастерами Возрожденья - План Кафедрального собора Святого первоверховного Апостола Петра создал Донато Браманте.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра. В 1506 году был утверждён проект архитектора Донато Браманте, одного из создателей архитектуры римского классицизма XVI века. Создавая проект собора, Браманте утверждал, что стремился водрузить купол Пантеона (символа древнеримской классики) на своды Храма Мира (так называли в то время базилику Максенция-Константина на Римском Форуме). Проект ватиканского храма, разработанный Браманте, следовал центрическому типу крестово-купольных зданий. В основу плана положен «греческий крест», заключенный в квадрат, на углах которого (в одном из вариантов проекта) Браманте предполагал поставить четыре высокие башни. Очевидно, что архитектор пытался соединить византийский тип церкви с традициями романской архитектуры и создать тем самым некий «вселенский храм». Можно также предположить влияние идей Леонардо да Винчи и его рисунков идеального центрического храма. Прототипом собора Браманте считают также небольшой круглый храм Темпьетто, построенный Браманте в 1502 году на Яникульском холме — воплощение идеи абсолютной симметрии и центрического плана[2].

После смерти Браманте строительство в 1514—1520 годах возглавлял Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме плана базилики в виде латинского креста, затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец в 1546 году руководство работами было поручено Микеланджело Буонарроти. Он вернулся к идее центрического крестово-купольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны).

Микеланджело увеличил подкупольное пространство, сделав его более цельным. Над средокрестием он запланировал возведение огромного купола. Колонны барабана купола в проекте Микеланджело сдвоены и, благодаря мощной раскреповке антаблемента, отступают от поверхности барабана и тем обогащают его форму посредством светотени. Напряжённое движение снизу вверх передается далее по так же сдвоенным рёбрам купола к фонарю, где повторяется мотив сдвоенных колонн, а далее вогнутый конус, напоминающий о готике, мощно возносит шар с крестом на высоту 142 метра. Спроектированные Браманте четыре колокольни по углам собора Микеланджело заменил малыми куполами, что усилило пирамидальность композиции. Все элементы создают мощное, напряженное зрительное движение ввысь, сродни готике, но в иных, классицистических формах. Микеланджело возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564) Джакомо делла Порта, придавший ему не полусферическую, как задумал Микеланджело, а параболическую форму. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны[3].

**** Смерть Микельанджело прервала - после смерти Микеланджело Буонарроти темпы строительства Кафедрального собора замедлились...
Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана завершили постройку купола в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV, был свидетелем завершения возведения фонаря купола, внутри которого была сделана надпись в честь Сикста V. При следующем папе, Клименте VIII, в мае 1593 года был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины были установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых поместили частицу Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую — медальон Агнца Божия[19].

***** Сангалло, Росселино, Санти,
Перуцци, Порта и Бернини,
Джакомо, Пирро уже сами - архитекторы, создававшие Кафедральный собор.
Всего работали и создавали собор архитекторы: Буонарроти Микеланджело, Сангалло, Джулиано да, Донато Браманте, Рафаэль Санти, Фра Джованни Джокондо, Сангалло, Антонио да, Перуцци, Бальдассаре, Росселлино, Бернардо, Делла Порта, Джакомо, Джакомо да Виньола, Лигорио, Пирро, Карло Мадерна и Джованни Лоренцо Бернини
Основатель Юлий II
Дата основания 18 апреля 1506
Строительство 1506—1626 годы
Реликвии и святыни могила святого Петра
Высота 136,6 м
Материал цемент и мрамор
Состояние отличное

****** Закончил мастер рококко. - Купол был завершён Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана.
Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана завершили постройку купола в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV, был свидетелем завершения возведения фонаря купола, внутри которого была сделана надпись в честь Сикста V. При следующем папе, Клименте VIII, в мае 1593 года был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины были установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых поместили частицу Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую — медальон Агнца Божия[19].
Главный, восточный фасад собора возведён в 1607—1612 годах по проекту К. Мадерны. Его ширина 114,69 метров и 45,55 метров в высоту[4]. Центральная часть оформлена восемью мощными колоннами коринфского ордера (диаметр колонн снизу 3 метра) с раскреповкой антаблемента, и неравными интерколумниями (расстояниями между осями колонн). Их сближение к центру и лёгкое выдвижение вперёд создаёт типично барочную «волну»[5]. Ширина треугольного фронтона над венчающим карнизом равна ширине центрального нефа собора. Латинская надпись на фризе сообщает, что работы были завершены в понтификат Папы римского Павла V из рода Боргезе (1605—1621): «IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII» (В честь принцепса апостолов Павел V Боргезе Понтифик Массимо Романо, 1612, седьмой год его понтификата).
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 метров киворий, опирающийся на четыре витые колонны, на вершинах которых установлены скульптуры ангелов. Человек среднего роста не достигает даже высоты постаментов бронзовых колонн. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини, к которому принадлежал Папа Урбан VIII, по чьему распоряжению создавали это необычное произведение. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы (Барберини) кровлю пронаоса.

12.07.2023


Рецензии