Эссе Гедеон

ГЕДЕОН.

(«разрушитель; отсекающий»).

Один из выдающихся судей Израиля, сын Иоаса из семьи Авиезера, из племени Манассии. Гедеон жил в Офре, городе, находившемся, очевидно, к Западу от Иордана. Племенное подразделение, к которому он принадлежал, было самым незначительным в племени Манассии, а сам Гедеон был «наименьшим в доме своего отца» (Сд 6:11, 15).
Гедеон жил в крайне неспокойный период израильской истории. Израильтяне, проявлявшие неверность Богу, не видели плодов своего труда. На протяжении многих лет соседние языческие народы, особенно мадианитяне, совершали набеги на Израиль во время жатвы. Нападавшие были «многочисленны, как саранча». В течение семи лет «рука Мадиама превозмогала Израиль» до такой степени, что израильтяне были вынуждены сделать подземные хранилища, чтобы прятать от захватчиков запасы пищи (Сд 6:1—6).

ПРИЗВАН СТАТЬ ИЗБАВИТЕЛЕМ.
 
Когда Гедеон молотил зерно — не на открытом месте, а в давильне, прячась от мадианитян,— ему явился ангел, который сказал: «Господь с тобой, храбрый и сильный человек». Гедеон спросил, как это понимать, ведь народ находится под гнётом мадианитян. Услышав, что ему предстоит стать освободителем Израиля, Гедеон скромно заметил, что он человек незначительный. Однако ангел заверил его в том, что Бог будет с ним. Тогда Гедеон попросил о знамении, желая убедиться в том, что перед ним действительно ангел Бога. Гедеон принёс дар: мясо, пресные лепёшки и отвар. Следуя повелению ангела, он положил всё это на большой камень и вылил отвар. Ангел коснулся мяса и пресных лепёшек посохом, и из камня вышел огонь, который поглотил приношение. После этого ангел исчез (Сд 6:11—22).

В ту же ночь Бог подверг Гедеона испытанию, повелев ему разрушить принадлежавший его отцу жертвенник бога Ваала, срубить стоящий возле жертвенника священный столб, построить жертвенник истинному Богу и принести на нём семилетнего быка, принадлежавшего отцу Гедеона (очевидно, того, что считался священным быком Ваала), а на дрова должен был пойти священный столб. Проявляя осторожность, Гедеон сделал всё это ночью с помощью десяти слуг. Жители города, встав утром, увидев, что произошло, и узнав, что это дело рук Гедеона, стали требовать его смерти. Однако Иоас не стал выдавать им своего сына, но заметил, что Ваал должен защищать самого себя. Тогда Иоас назвал своего сына Иероваалом (означает «пусть Ваал защитится [борется]»), сказав: «Пусть Ваал сам защитит себя, потому что кто-то разрушил его жертвенник» (Сд 6:25—32).

ПОБЕДА НАД МАДИАМОМ.

Спустя какое-то время, когда мадианитяне, амаликитяне и жители Востока снова вторглись в израильскую землю и расположились лагерем в долине Изреель, Гедеона охватил дух Бога. Гедеон созвал на битву авиезерян, а затем разослал вестников с призывом о помощи по землям Манассии, Асира, Завулона и Неффалима. Желая получить новое подтверждение того, что Бог с ним, Гедеон попросил о том, чтобы на следующее утро на шерсти, оставленной ночью на гумне, была роса, но чтобы земля при этом была сухой. Бог совершил для него это чудо, однако осторожный Гедеон попросил ещё об одном знамении, которое вновь подтвердило бы, что Бог с ним, только на этот раз он пожелал, чтобы всё вышло наоборот (Сд 6:33—40).

На призыв Гедеона откликнулись 32 000 человек. Они поставили лагерь у источника Харод, к Югу от лагеря Мадиама, стоявшего у холма Море, в долине. Противник имел над израильтянами более чем четырёхкратное превосходство: мадианитян насчитывалось около 135 000 (Сд 8:10). Но Бог сказал, что людей у Гедеона слишком много: если Бог предаст Мадиам в их руки, они могут решить, что обрели спасение своей храбростью. Следуя повелению Бога, Гедеон призвал всех, кто боится и трепещет, вернуться. Ушли 22 000, но людей по-прежнему оставалось слишком много. Тогда Бог повелел привести оставшихся 10 000 воинов к воде, чтобы испытать их. Совсем немногие из них, всего 300 человек, пили воду с руки, и они были отделены от остальных. Другие, кто пил, стоя на коленях, не должны были идти на битву. Те 300 человек проявили бдительность и готовность сражаться за истинное поклонение во имя Бога. Бог обещал спасти Израиль с помощью этого небольшого отряда (Сд 7:1—7).

Ночью Гедеон вместе со своим слугой Фурой отправился на разведку во вражеский стан. Там Гедеон услышал, как один человек рассказывал своему товарищу сон, который был истолкован так: Мадиам и весь лагерь будут отданы в руки Гедеона. Услышанный разговор придал Гедеону сил. Он вернулся в израильский лагерь, разделил 300 воинов на три отряда, чтобы подойти к мадиамскому лагерю с трёх сторон, и дал каждому воину рог и большой кувшин с факелом внутри (Сд 7:9—16).
Со своим отрядом из 100 человек Гедеон подошёл к краю мадиамского лагеря сразу после того, как в начале средней ночной стражи выставили часовых. Затем воины Гедеона, следуя его указаниям, сделали то же, что и он. Ночная тишина была резко нарушена: затрубили 300 рогов, разбились 300 больших кувшинов для воды и раздался боевой клич 300 воинов; в то же время тьму озарил свет 300 факелов. Вражеский лагерь охватило смятение. Захватчики подняли крик и бросились бежать, «и Господь обратил меч одного против другого во всём лагере. И те, кто были в лагере, бежали до Бефшитты и дальше в сторону Цареры, до окрестностей Авел-Мехолы, что у Табафы» (Сд 7:17—22).

Тем временем израильтяне, созванные из Неффалима, Асира и Манассии, погнались за мадианитянами. Кроме того, с целью преградить путь убегающим врагам, вестники были посланы в Ефрем. Ефремляне откликнулись на призыв и захватили переправы до Бефвары и Иордан. Они также захватили и убили двух мадиамских князей, Орива и Зива. Однако, встретившись с Гедеоном, ефремляне «усиленно старались затеять с ним ссору», поскольку он не позвал их на помощь с самого начала. Гедеон же со скромностью заметил, что сделанное им не идёт ни в какое сравнение с тем, что сделали они, захватив Орива и Зива. Так Гедеон успокоил их дух и предотвратил конфликт (Сд 7:23—8:3).

Гедеон и его 300 воинов переправились через Иордан и, несмотря на усталость, продолжали преследовать мадиамских царей Зевея и Салмана и их войско. По дороге Гедеон попросил еды у жителей Сокхофа, но князья Сокхофа не стали помогать ему, сказав: «Разве Зевей и Салман уже в твоих руках, чтобы нам давать хлеб твоему войску?» Отказом Гедеону ответили и жители Пенуэла (Сд 8:4—9).
Захватчики, которых осталось около 15 000, расположились лагерем в Каркоре. Придя туда, Гедеон внезапно напал на врагов. Зевей и Салман обратились в бегство. Гедеон тотчас погнался за ними и захватил их. Более того, «он привёл всё их войско в трепет» (Сд 8:10—12).

Возвращаясь после сражения, Гедеон захватил юношу из Сокхофа и узнал от него имена князей и старейшин города. Сдержав слово, сказанное им, когда он не получил еды в ответ на свою просьбу, Гедеон проучил старейшин Сокхофа с помощью пустынных колючек и терновника. Кроме того, Гедеон, как и предупреждал, разрушил башню Пенуэла и убил жителей этого города за то, что они не оказали ему поддержки — не дали поесть его воинам (Сд 8:13—17).

После этого Гедеон повелел своему первенцу Иеферу убить Зевея и Салмана за то, что те убили братьев Гедеона, сыновей его матери. Но юный Иефер побоялся убивать мадиамских царей. Тогда Гедеон сам умертвил Зевея и Салмана, как они и просили (Сд 8:18—21).

ГЕДЕОН ДЕЛАЕТ ЕФОД.

Благодарные израильтяне попросили Гедеона о том, чтобы над ними правили он и его потомки. Но Гедеон, понимая, что законным Царём Израиля должен оставаться Бог, не выполнил их просьбу. Однако он предложил им пожертвовать золотые украшения, захваченные в качестве трофеев. Одних только колец для носа набралось на 1 700 золотых сиклей (218 365 долл.). Из пожертвованной добычи Гедеон сделал ефод, который выставил в Офре. Но весь Израиль начал прелюбодейно поклоняться ефоду. Он оказался западней даже для самого Гедеона и его домашних. Хотя мотивы Гедеона были, несомненно, чисты, ефод отвлекал внимание от истинного святилища Бога — священного шатра. Последствия действий Гедеона были совсем не те, что он ожидал (Сд 8:22—27).

УМИРАЕТ КАК СВИДЕТЕЛЬ, УГОДНЫЙ БОГУ.

Через Гедеона Бог даровал Израилю великое избавление, и на протяжении следующих 40 лет, когда Гедеон служил судьей, земля не знала тревог. Со временем Гедеон женился на многих женщинах, от которых у него родилось 70 сыновей. После того как он умер в доброй старости, Израиль снова вовлёкся в поклонение Ваалу. Кроме того, Авимелех, сын Гедеона, родившийся от его наложницы, жительницы Сихема, убил всех остальных его сыновей. Спасся только младший, Иофам (Сд 8:28—9:5).

За свою веру, проявлявшуюся в самых трудных обстоятельствах, Гедеон удостоился того, что был причислен к «большому облаку свидетелей» (Евр 11:32; 12:1). Он также отличался скромностью и осмотрительностью. Очевидно, осторожность Гедеона объяснялась его благоразумием, а не недостатком веры, поскольку в Библии он нигде не осуждается за то, что вёл себя осторожно. А как видно из Псалма 83, поражение Мадиама в дни Гедеона служит прообразом грядущего уничтожения всех врагов Бога, благодаря чему будет возвеличено его имя и оправдано его владычество. (Ср. Иса 9:4; 10:26.)


Рецензии