Среди множества огней

Вопрос о том, является ли человек совершенно необходимым и неизбежным созданием природы, то есть вдобавок к этому ещё якобы и её "венцом"; или же он - практически невозможная, однако уже произошедшая случайность, этот вопрос кажется слишком сложным, или же таким, на который мы не ответим никогда. На самом деле это не так. Нужно только дать ответ и вы увидите насколько он может быть простым. Демокрит позволяет нам дать такой ответ. Точнее само мышление Демокрита и принципы, которые он открыл, позволяют нам дать такой ответ.

Для любителей всякого ажиотажа, он звучит: ни то, и ни другое. Для любителей вдуматься и задуматься, он звучит: верны оба этих утверждения, и человек, или то, что мы знаем как человека, или то, что мы вообще знаем ( так как по Демокриту мы в конечном итоге знаем только человека) получился когда два этих принципа смешались друг с другом.

Как некоторый разум и некоторая жизнь, человек - совершенно необходимое существо во Вселенной, ибо она наполнена разумом и наполнена жизнью ( "всё полно душ, богов и людей" - первый греческий философ Фалес). Но как именно ТАКАЯ, а не какая-нибудь другая жизнь, как именно ТАКОЙ, а не какой-нибудь иной разум, человек  это совершенно случайное существо. И возможен разум в иных телах и иных биологических оболочках, в иных состояниях и в других, непредсказуемых типах самого разума. Что же это за совершенно-несовершенное существо - человек! Какое попадание и какой промах! ( трудно оценить и попадание, и промах). Мы уже догадываемся, что никак не можем быть совершенно одиноки во Вселенной. Но в соответствии с теми же самыми принципами Демокрита по факту мы оказываемся одинокими. ( Смотри главы и разделы о локальности любого воздействия в нашем мире).

Ещё не пришло время, когда мы снова вернёмся к богам, только с иной стороны. В начале мы о них догадывались по недостатку разума; в конце мы к ним придём, исходя из разумного понимания принципов нашей Вселенной. С этим вечным "антропологическим мифом" - "венца творения", как и со всяким другим, в другой области придётся расстаться. Солнце уже не крутится вокруг нашей Земли, и более высокоразвитые цивилизации тоже гипотетически допущены. Осталось набраться смелости и сказать : в нашем мире живут и боги, и на этом вернуться к древним грекам и к первоначалам нашей философии.

Мы столь же необходимы в этой Вселенной, как и просто живые души, обладающие также определёнными типами мышлений. Растительный тип сознания, мышления и жизни - не менее ей необходим, чем мы. А может быть даже и более, потому что он - более широкое основание для вариаций и тем Космического Разума. Мы - лишь малый кончик хрустальной снежинки, непонятно возможен ли путь "через нас" куда то ещё... И то, что мы такие, а не иные формы,  и не плаваем как океанские массы и не мыслим наподобие их, как Океан в "Солярисе" - это длиннейший путь пройденных случайностей, после которого мы "вот" - в теле, больше похожем на обезьянье.

А боги необходимы как первообразы, отрицающие принципы локализации движения. Наш мир держится на принципах локализации, но он имеет и противоположности ей - это восходящие потоки времени и пространства - первоначала, о существовании которых догадывались многие философы. Так что не стоит раздувать щеки, мы необходимы не более, чем травинка в поле и не менее её мы случайны и преходящи. И при этом мы представляем из себя необходимость Вселенной, которая не может быть одной лишь мёртвой материей.

Мы, ребята, не просто "между двух огней", мы, по правде говоря, - "среди множества огней".


Рецензии