Горе-злочастие Горюшкина-Сорокопудова

Когда я впервые прочла имя художника: Иван Силыч Горюшкин - Сорокопудов (1873 - 1954), я приняла его за псевдоним. Оказалось – нет, это фамилия отца, бурлака Силы Васильевича Горюшкина, и даже вторая часть – фамилия саратовских мещан Сорокопудовых, дальних родственников, взявших на воспитание рано осиротевшего мальчика. Как только тот подрос, его отдали на четыре года в сиротский приют, а потом он стал мальчиком на побегушках у купца Кузьмина и буфетным половым на пароходах, идущих по Волге.

Родился в 1873, в Тамбовской деревне, и призвание художника родилось вместе с ним: он всё время что-то рисовал в своём блокнотике, который однажды попался на глаза путешественнику, художнику –любителю и врачу Павлу Пясецкому, который и определил его в Астраханскую художественную школу. А с 1895 года учёба продолжилась в Академии художеств Петербурга.

Так круглый сирота стал профессиональным художником. Влияние Репина он бережно пронёс через всю жизнь. Любил Русь древнюю и средневековую, любил монастыри, церкви и скиты, монахов и красивых русских женщин. Вообще любил Красоту в роскошном смысле этого слова. Помню, что его «Листопад» и один зимний пейзаж в бледно-лиловых тонах вызвали у меня самое настоящее потрясение. И ещё диптих – «Древняя музыка» и «Современная музыка», который купил один немец и увёз к себе. Некоторое время художник жил в Петербурге, в 1908 году переехал в Пензу, вдохновенно колесил по сёлам и городам, внимательно присматриваясь к жизни и обычаям людей, как Рембрандт, собирал и зарисовывал национальные и старинные костюмы, предметы быта. Долгие годы он преподавал в Пензенском художественном училище, воспитал целую плеяду молодых художников.

Но свой характер, резкий, неуступчивый и прямой, мощь своей личности Иван Силыч сохранил до конца дней. И провинциальную жизнь предпочитал городской, передвижничество и реализм – современным течениям живописи. Но реализм его всё-таки особый, горюшкинский – сочный, яркий, с уклоном в символизм и модерн.
Не сладко и не гладко жилось Ивану Силычу, но призвание своё считал даром Божиим, неустанно совершенствовался в разных жанрах, очень любил свою жену Клавдию Петровну, урождённую Холдину, которая чаще всего и служила ему моделью колоритных и разнообразных женских образов. Вероятно, она умерла раньше, потому что старость художника была одинокой, он  оказался на обочине жизни, хоть  и  Ленина в гробу писал, и Сталина письмом убедил не призывать художников на фронт…

В 81 год Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов,  как чаще всего и происходит, как и подобает русскому художнику,  умер в бедности,  в селе Ивановка Пензенской области. Но в 1964 году, а потом и в 1973 имя его вспомнили:  состоялись персональные выставки в Москве спустя  десять лет после смерти  и к 100-летию художника в  Пензе. Во всём мире любители живописи прекрасно знают его яркое искусство.



Иван Горюшкин-Сорокопудов. Древняя музыка


Рецензии