Педагогическое чудо
Так уж получилось, что сам-то я закончил 21-ю
Политехническую школу имени Юрия Гагарина, где физику
преподавал Михал Михалыч, химию Мари Иванна, математику
Камилла Сергеевна, и эти имена до сих пор звучат в моём сознании,
как музыка, как нечто, о чём приятно вспоминать, — так сильны были
эти предметы, с таким огромным удовольствием мы работали на уроках.
Учителя сами рассматривали учебный процесс с точки зрения работы
учащихся, что ученики должны делать. И были, разумеется,
несомненные успехи. Например, я дважды побеждал на всесоюзных олимпиадах —
по физике и химии, что ещё раз характеризует уровень преподавания.
Кроме этого были прекрасные уроки трудов, где мальчишки знакомились
с обработкой различных материалов, а девочки занимались подготовкой
к семейной жизни: учились готовить, шить, вязать. Были прекрасные уроки
рисования, пения, физкультуры, биологических наук, литературы,
истории, словом, школа была на высоте, и мне казалось, что все
советские школы именно такие классные.
Поэтому когда мою дочь решили отдать в 20-ю школу — поближе
к дому, школу с английским уклоном, я не возражал, а сын пошёл уже
в эту же школу следом. Посколько в моей школе любимые учителя
учили нас не зубрить, а думать, размышлять, английский был у меня,
признаться, не очень, ведь его-то надо было как раз зубрить!
Историю, которую я хочу рассказать, произошла с моим сыном.
Он закончил второй класс, где уже преподавался английский, перешёл
в третий, и вдруг вызывает меня в школу учительница английского языка,
она же его классный руководитель.
— Вы знаете, ваш сын совершенно на знает английский язык,
всю программу за второй класс! Видимо, ему придётся повторить
второй класс ещё раз.
— Как? Вы преподавали английский целый год и только теперь
сообщаете мне, что мой сын ничего не знает? — я был возмущён:
— По какой методике Вы преподаёте? Английский ведь надо
просто вызубрить? Что здесь сложного?
— Да, но у Вашего сына несконцентрированное внимание,
вот сидит он на уроке и вдруг громко: «Ой, птичка!» — и весь
класс смотрит в окно!..
И смех, и грех! Учительница была совсем молоденькой и неопытной,
и если ей заплатить за дополнительные занятия, толку, подумал я,
не будет… И я вдруг неожиданно для самого себя говорю:
— После осенних каникул у Вас будет школьная олимпиада
по английскому языку? Так вот мой сын будет на ней лучший!
Слово — не воробей, выпустишь, не поймаешь! Сказано —
сделано?! Заявить легко, но надо было и искать способы решения
проблемы. Я спросил у дочери, кого из учителей английского языка
любят в школе больше всего и у кого самое лучшее произношение
и на следующий день отправился в школу.
Была перемена, и я увидел того самого учителя. И он тоже узнал
меня, ведь я вел в то время часовую передачу на телевидении, которая
называлась «Лабиринт» и была предназначена для старшеклассников,
был в городе довольно известным, ведь передача пользовалась успехом:
мы рассуждали с учениками о проблемах жизни, о литературе, о поэзии…
Я честно рассказал Эдуарду, что произошло, попросил его стать
репетитором сына, разумеется за приличную плату, но он тут же тоже
честно признался, что занят по полной, и не сможет нарушить уже
заключённых договоров. У него был свободный урок, и мы просто мило
беседовали, курили, Эдуард рассказывал об американской литературе,
читал которую он, разумеется, в оригинале… И тут мне пришла простая
мысль: есть учитель с прекрасным произношением, и есть учебник
второго класса, а что если озвучить весь учебник и записать его на
магнитную ленту?
Сама идея показалась Эдуарду интересной, тем более, что я
пообещал в добавок прекрасное домашнее виноградное вино и достойный
гонорар. Мы договорились встретиться в воскресный день у меня дома.
Честно говоря, и я был достаточно занят: работа в редакции
молодёжной газеты, телевидение, работа над документальным фильмом
о Табибе, горном лекаре, который лечил травами и различными кореньями.
Теперь ещё проблема с сыном. Да хватит ли вообще времени? А как записать
школьный учебник, чтобы сын работал с записью самостоятельно?
Нужна сильная мотивация. Это я, конечно, своим авторитетом мог
устроить. Нужен контроль. Это посложнее, но можно придумать, как
контролировать. А главное, нужно записать учебник так, чтобы всё
было понятно, а работать с записью интересно и посильно.
Каждое английское слово, предложение, имеют понятный русский
эквивалент. Чтобы учить язык, надо не только слышать слово, но и
активно повторять его — каждое слово, каждое предложение, понимая
смысл. Нужно довести нужные фразы до автоматизма, чтобы они
воспроизводились легко, с нужным произношением.
Нужна методика, которая позволила бы, сначала обучив ей сына,
потом предоставить ему полную свободу, но с хорошей мотивацией.
И я придумал логарифм записи!
Надо признаться этот воскресный день запомнился мне ещё и тем,
что оставив Эдуарда за работой, я прошёл прогуляться и встретился
с поэтом Тимуром Зульфикаровым, которого тоже пригласил домой
на моё чудное домашнее вино.
Я был достаточно удивлён, что запись всего учебника по моей
системе длилась всего около часа. Когда мы зашли с Тимуром,
запись была уже закончена, и все мы прекрасно общались за общим
столом.
Тимур говорил, какой он великий поэт, всемирный, высокий,
как Гималаи, я рассказывал Тимуру о моей новой чудной методике,
которая должна принести результат, а моя милая жена сидела между
нами, слегка обделённая вниманием.
— Как приятно сидеть между двумя гениями! — произнесла она
томно.
— А кто второй? — удивлённо спросил Тимур.
— Вы! — ответила она, скромно опустив глаза долу.
И все мы искренне и по-доброму ржали — и Эдуард, и я,
слегка раскрасневшись, и даже Тимур, ведь вино было действительно
чудное.
Итак был записан учебник второго класса, и я потратил час
с небольшим, чтобы проработать учебник вместе с сыном: научил его
правильно слушать и внимательно повторять за учителем. Всё было
понятно, нужно было только посторять и запоминать слова
и предложения, довести знания и умения до автоматизма.
Наступили осенние школьные каникулы. Задание для сына
на каждый день: утром и вечером — прорабатывать учебник, остальное
время можно проводить с друзьями на улице. Вечером я мог контролировать
работу, если, конечно, был дома, или этим занималась моя жена.
Учебник был проработан 14 раз с начала и до конца, все предолжения
и слова, произносимые по-русски, тут же проговаривались по-английски.
А если сын просто читал учебник, он сразу мог перевести прочитанное.
За одну неделю учебник второго класса был изучен на высочайшем
уровне. Обычно его надо изучать целый год! При этом основная работа
велась сыном самостоятельно! Произношение было очень похоже на
произношение учителя, лучшего в школе.
После прошедшей школьной олимпиады меня снова пригласила
в школу классная руководительница и учительница английского. Ей было
приятно, что её ученик, мой сын, впервые выиграл таки школьную олимпиаду
по английскому языку, и переводить его во второй класс, разумеется,
не было никакого смысла. Но она искренно не понимала,
как такое стало возможным?!
Я попросил разрешение побывать у неё на уроке. Группа учеников
была, конечно, слишком большая, чтобы каждый ученик работал интенсивно.
Говорила в основном учительница, кто-то из учеников отвечал на вопросы,
остальные просто слушали, внимательно или не очень. Были, конечно,
и письменные задания, и в этом было преимущество:
ученики учились писать по-английски, но интенсивность работы каждого
была не сравнима с моим методом. За урок каждый из учеников проговаривал
лишь пару предложений. По моей методике за этот же час
ученик проговаривал весь учебник! Нет, и школьная система обучения
английскому языку тоже работала, ведь моя дочь прекрасно говорила
по-английски, но работала не для всех учеников, в особенности для тех,
кто так интересовался птичками…
Добавлю, что с запоминанием всегда идёт и параллельный процесс
забывания. Пару фраз, произнесённых на уроке, ученик, конечно, скоро
забывал. А вот стихи, заученные однажды наизусть и рассказанные
в классе, почему-то помнятся всю жизнь?!
Я дал объявление в газете, что обучаю начальному английскому,
работая с малыми группами, и ко мне пришли — целыми семьями. Пришлось
взять отпуск, и целый месяц посвятить эксперименту. За неделю мои
ученики выучивали основы английского за второй класс английской школы.
Некоторые блистательно, другие похуже — это уже зависило от способностей
каждого говорить и запоминать. Но методика была проверенна, и она работала
просто блистательно! Это было просто педагогическое чудо! Я таки — гений?!
Онако, что я главное понял: для освоения языка, как и иного
научного предмета, нужен настоящий мозговой разговорный штурм, чередуемый
с весёлым безделием или развлечением. Так устроен мозг: час напряжения и
пару часов разряжения, когда происходят таинственные мгновения
Усвоения Выученного на всю оставшуюся жизнь.
5 июдя 2023
Свидетельство о публикации №123070603762
Екатерина Дерябина 18.07.2023 21:55 Заявить о нарушении
Спасибо большое, Екатерина!
Евгений Петрович Свидченко 19.07.2023 22:26 Заявить о нарушении