Даймон Сократа. Сцена 2. 0
Вбегает Ферамен, тяжело дыша и дико озираясь. Тщетно пытается найти убежище. Следом вбегает несколько вооружённых Воинов. Отчаявшись, Ферамен взбирается на алтарь Гестии**.
ФЕРАМЕН
Глупцы… Невежды! Сброд! Будь вам закон,
Что высечен историей, знаком –
«Кровь множит кровь!» – вы все б до одного
Уразумели, псы цепные: вскоре
Вам мясом стать самим!.. О, горе! Горе
Афинам – с кровью смешано дерьмо…
Входит Критий. На устах его лёгкая улыбка-издёвка.
КРИТИЙ
Всегда с почтеньем к гласу моего
Дражайшего партнёра Ферамена
Я относился и к его безмерным
Амбициям стать первым средь своих…
ФЕРАМЕН
Слепец!.. Ведь ты в намереньях благих
Во имя демоса отыщешь вечно
Угрозы для себя, и скоротечно
Отмщение твоё – повинны смерти
Все, кто хоть как-то в этой круговерти,
В грызне за близкое к Светилу место
Тебе в затылок дышат, и ни лестью,
И ни мольбой не оправдаться им…
… Но вспомни, как всё начиналось! Гимн
Свободе пели мы!..
КРИТИЙ (кивнув)
Врата свободы
Захлопнув, ключ же спрятав от народа
В своих карманах…
ФЕРАМЕН
… Зная, как преступен
В своих свободах демос и как глуп он…
КРИТИЙ
… И требует вожжей и понуканья…
ФЕРАМЕН
И ровно потому своим призваньем
Мы, тридцать, взяли на себя сей труд –
Пасти родное стадо.
КРИТИЙ
Только кнут
Хорош в одних руках, иль грянет хаос.
Прости, но эффективен, так уж сталось,
Один пастух.
ФЕРАМЕН
Иные – лишь овчарки?
КРИТИЙ
Всегда ухожены и сыты.
ФЕРАМЕН
Жалко,
Я не из них… Нас было равных тридцать,
Остались – ты да я…
КРИТИЙ
Пора проститься.
Критий кивает. Один из Воинов наливает в чашу яда и протягивает её Ферамену.
ФЕРАМЕН (вглядывается куда-то вдаль)
…. Харон? Ведь ты?... Я вижу дальний берег…
КРИТИЙ
Иди ж, мой друг, достойно, без истерик.
ФЕРАМЕН (берёт чашу)
Твоё здоровье, мой любимый Критий!..
(выпивает чашу, не отрываясь, последние несколько капель выливает на пол)
Тебе – остатки сладки…
Ферамен внезапно покачивается, становится слаб.
КРИТИЙ (воинам)
Помогите!
Воины подхватывают ослабевшего Ферамена под руки. Критий подходит к Ферамену, целует его довольно долгим поцелуем. Когда Критий отпускает Ферамена, тот оседает у алтаря.
Вбегает запыхавшийся Гонец, нарушив немую сцену с коленопреклонёнными перед Критием Воинами.
ГОНЕЦ
Властитель…
КРИТИЙ
Не тяни.
ГОНЕЦ (робея)
Там демократы…
КРИТИЙ
Где?
ГОНЕЦ
В Аттику вошли…
КРИТИЙ
Большой отряд?
ГОНЕЦ
Десятков семь… Готовятся к сраженью.
КРИТИЙ
ГоплИты***? Конница?
ГОНЕЦ (мотает головой)
Вооруженья
Все лёгкого.
Пауза. Критий с горящим взглядом смотрит на своих Воинов.
КРИТИЙ
Ну, что ж… Наш долг и право -
Покрыть себя сияющею славой.
Критий уходит, вслед за ним идут его Воины.
Входит Рапсод.
РАПСОД (поёт)
Дева Луна всё так же взирает на кротких, гневливых
Индифферентно; покоится мудрость её, сребренея
Тихой музЫкой над всеми страстями отливов, приливов.
Лишь отстранённый познает улыбки небесных каменьев.
* Булевтерий — административное здание античных времён. В Древней Греции предназначалась для заседаний буле или объединённого совета святилища.
** Гестия — в древнегреческой мифологии юная богиня семейного очага и жертвенного огня.
*** Гоплит — древнегреческий тяжеловооружённый пеший воин
Свидетельство о публикации №123070603721