Даймон Сократа. Сцена 2. 0

        Ночь. Булевтерий*. 

        Вбегает Ферамен, тяжело дыша и дико озираясь. Тщетно пытается найти убежище. Следом вбегает несколько вооружённых Воинов.  Отчаявшись, Ферамен взбирается на алтарь Гестии**.

ФЕРАМЕН
Глупцы… Невежды! Сброд! Будь вам закон,
Что высечен историей, знаком –
«Кровь множит кровь!»  – вы все б до одного
Уразумели, псы цепные: вскоре
Вам мясом стать самим!.. О, горе! Горе
Афинам – с кровью смешано дерьмо…

        Входит Критий. На устах его лёгкая улыбка-издёвка.

КРИТИЙ
Всегда с почтеньем к гласу моего
Дражайшего партнёра Ферамена
Я относился и к его безмерным
Амбициям стать первым средь своих…

ФЕРАМЕН
Слепец!.. Ведь ты в намереньях благих
Во имя демоса отыщешь вечно
Угрозы для себя, и скоротечно
Отмщение твоё – повинны смерти
Все, кто хоть как-то в этой круговерти,
В грызне за близкое к Светилу место
Тебе в затылок дышат, и ни лестью,
И ни мольбой не оправдаться им…
… Но вспомни, как всё начиналось! Гимн
Свободе пели мы!..

КРИТИЙ (кивнув)
                Врата свободы
Захлопнув, ключ же спрятав от народа
В своих карманах…

ФЕРАМЕН
                … Зная, как преступен
В своих свободах демос и как глуп он…

КРИТИЙ
… И требует вожжей и понуканья…

ФЕРАМЕН
И ровно потому своим призваньем
Мы, тридцать, взяли на себя сей труд –
Пасти родное стадо.

КРИТИЙ
                Только кнут
Хорош в одних руках, иль грянет хаос.
Прости, но эффективен, так уж сталось,
Один пастух.

ФЕРАМЕН
                Иные – лишь овчарки?

КРИТИЙ
Всегда ухожены и сыты.

ФЕРАМЕН
                Жалко,
Я не из них… Нас было равных тридцать,
Остались – ты да я…

КРИТИЙ
                Пора проститься.

Критий кивает. Один из Воинов наливает в чашу яда и протягивает  её Ферамену.

ФЕРАМЕН (вглядывается куда-то вдаль)
…. Харон? Ведь ты?... Я вижу дальний берег…

КРИТИЙ
Иди ж, мой друг, достойно, без истерик.   

ФЕРАМЕН  (берёт чашу)
Твоё здоровье, мой любимый Критий!..
        (выпивает чашу, не отрываясь, последние несколько капель выливает на пол)
Тебе – остатки сладки…

        Ферамен внезапно покачивается, становится слаб.

КРИТИЙ (воинам)
                Помогите!

        Воины подхватывают ослабевшего Ферамена под руки. Критий подходит к Ферамену, целует его довольно долгим поцелуем. Когда Критий отпускает Ферамена, тот оседает у алтаря.

        Вбегает запыхавшийся Гонец, нарушив немую сцену с коленопреклонёнными перед Критием Воинами.

ГОНЕЦ
Властитель…

КРИТИЙ
                Не тяни.

ГОНЕЦ (робея)
                Там демократы…

КРИТИЙ
Где?

ГОНЕЦ
          В Аттику вошли…

КРИТИЙ
                Большой отряд?

ГОНЕЦ
Десятков семь… Готовятся к сраженью.

КРИТИЙ
ГоплИты***? Конница?

ГОНЕЦ  (мотает головой)         
                Вооруженья
Все лёгкого.

        Пауза. Критий с горящим взглядом смотрит на своих Воинов.

КРИТИЙ
                Ну, что ж… Наш долг и право -
Покрыть себя сияющею славой.

        Критий уходит,  вслед за ним идут его Воины.

Входит Рапсод.

РАПСОД (поёт)
Дева Луна всё так же взирает на кротких, гневливых
Индифферентно; покоится мудрость её, сребренея
Тихой музЫкой над всеми страстями отливов, приливов.
Лишь отстранённый познает улыбки небесных каменьев.

* Булевтерий  — административное здание античных времён. В Древней Греции предназначалась для заседаний буле или объединённого совета святилища.
** Гестия — в древнегреческой мифологии юная богиня семейного очага и жертвенного огня.
*** Гоплит  — древнегреческий тяжеловооружённый пеший воин


Рецензии