Градский на Груше

Из книги "Мой Грушинский"


- Кто идёт на гору? Собирайтесь. - слышится голос Любы.
 Она в нашей туристической группе, что сейчас находится на фестивале авторской песни имени Валерия Грушина, прирождённая сестра-хозяйка, всегда энергичная, собранная, всегда знающая что к чему.  Сейчас она собирается и всех нас собирает на большой гала-концерт фестиваля, который будет проходить на протоке.  Зрители садятся прямо на землю на горе, поэтому туда заранее уходит десант копателей мест для нас. Два, три человека с небольшими лопатами идут занимать нам всем места, конечно же, подкопать землю, чтобы на ней хорошо было сидеть. Это делают все каждый год, но после фестиваля гора опять естественным образом уравнивается и зарастает.  Поэтому мы каждый год посылаем землероек часа за четыре до начала концерта, чтобы подкопать скамейки и занять для всей компании удобные места.

   Бывало так, что мы опаздывали и все хорошие места были заняты, приходилось сидеть или с краю, откуда всё плохо видно, или за стойками для прожекторов, но чаще всего, благодаря сестре-хозяйке, которая всегда следит, чтобы всё делалось вовремя и качественно, мы сидим на самых удобных, обустроенных местах прямо напротив сцены в виде гитары.
  Её уже установили и она тихо покачивается на воде. Позже к ней подплывут яхты с белыми парусами и создадут задний план сцены. Это очень красиво.
- Бутерброды я уже сделала, - опять слышу голос Любы — не забудьте фонарики, у кого нет, сходите и купите на рынок, время ещё есть.

  Рынок на фестивале это отдельная статья. Чего только там нет: от спичек и фонариков до огромных крейсерских яхт, туристических палаток и туристической мебели до спальных мешков и подушек, много игрушек для малышей, потому что в виде туристов сюда привозят малышей с шестимесячного возраста, в колясках и детских рюкзачках. Они вполне комфортно себя тут чувствуют, потому что из прибрежных деревень с утра пораньше сюда привозят деревенское молоко и яйца.
  И, думаю, очень хорошо зарабатывают, ведь туристы народ всеядный.

- Надо сменить десантников — командует Люба. И сразу же находятся люди, которые соглашаются идти на гору и сменить сторожей мест. Наши места мы всегда огораживаем колышками и яркими лентами. Колышки и ленты берём с собой ещё при складывании вещей для похода.

  На «Сковородке»  (это наше место на фестивальной поляне, открытое всем ветрам и солнечным лучам)  Броуновское движение, но это только на первый взгляд кажется, что все ходят туда-сюда, а на самом деле всё очень слаженно. Сергей Дейс и его жена Оля идут на гору сменить горный десант, то есть они теперь будут следить за нашими местами до самого концерта, а Шамиль, Женя и Игорь вернутся в лагерь, чтобы переодеться к ночной феерии.

  Концерт идёт всю ночь, поэтому надо предусмотреть все случаи возможные этой ночью: дождь, ветер, жажда, голод, обувь одеть удобную. Сланцы быстро слетят с горы и их уже не найдёшь среди ниже сидящих. Тем более, что во время концерта все слушают песни и не хотят искать чьи-то сланцы.

  Люба уже приготовила узкую и длинную пенку, хотя каждый из нас все фестивальные  дни ходит с поджопниками, но одна большая пенка тоже не помешает. На ней дети ночью могут поспать.  Поджопники — это маленькие пенки с ремешками, которые крепятся на животе и пенки висят на попе. Очень удобно. Можно ходить по концертным площадкам, не переживая о том, где присесть. Садишься прямо на землю на свою пенку.
   Пришедшие с горы объясняют Любе, где они заняли место. Слушают и другие, но не внимательно, потому что всех поведёт вожак — Люба. Главное, чтобы она знала.
   Я беру с собой даже куртку. Утренняя роса и предрассветный холодок я очень боюсь. Из моего многолетнего опыта туристических походов, это самые трудные минуты. Именно. Минуты, но очень сильно щекочут нервы. Холод просто невыносимый пробирает тебя до костей. Зуб начинают стучать, как бормашинка в зубном кабинете.
  Поэтому лучше запастись тёплыми вещами. Я, бывало, летом в палатке ближе к утру надевала на себя шерстяные носки и детям зимние шапки. Это всего на несколько минут, потом опять начиналась жара, но эти минуты оставляют незабываемые ощущения.
   Итак, весь лагерь готов идти на гору. У Любы две огромные сумки с провизией. А как же без рюмочек и закуски, без печенюшек для детей, без бутылочек с соком?
  Лена берёт одну из сумок и отряд добровольцев направляется к деревянному мосту через протоку, который ведёт к горе.
  Наш лагерь, наша «Сковородка» находится на противоположном берегу протоки, прямо напротив горы. Можно смотреть и слушать концерт, не отходя от палаток. Звуковые колонки ставят так, чтобы песни слышал весь лагерь, а не только те, кто сидит на горе. Но быть на фестивале имени Грушина и не посидеть на горе, это кощунство и поэтому все устремляются на гору. Мост трещит под ногами, но терпит. Это великое и прекрасное событие — гала-концерт.
  Всю неделю на фестивальных сценах. А их очень много, до восьми-десяти, идут отборочные просмотры. На гитару идут лучшие из лучших.
  В этом году прошёл слушок, что на горе будет петь Александр Градский.  Никто его не видел, но все уже знают, что он будет. Организаторы фестиваля просто его скрывают, иначе будет ажиотаж, его сомнут до концерта в порошок от восторга.
  И действительно на гитару выходит сам Градский.
 Я опускаю начало концерта. Это очень красивая церемония, опишу её в другом рассказе, а сейчас главный мой герой Александр Градский.
  Мне показалось, что даже сама сцена в виде гитары покачнулась, как только он ступил на неё. Мощный красивый мужчина, настоящий Илья Муромец.  А когда запел «Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!» , мурашки побежали по телу и, думаю, не только по моему. 
  А когда он поднял голос на самую высокую ноту во втром куплете, все встали, включили все свои фонарики. Гора осветилась, зажглась тысячами сердец. Стало светло, как днём.
  С горы хорошо видно всю фестивальную поляну, лес, а за ним другие протоки, озёра, Волгу и гряду Жигулёвских гор на другом берегу Волги. Весь этот простор лежит, как на ладонях. И над ним  звучит сильный голос певца, который эхом разносится по окраинам. Уши заложило от восторга. Эта песня восхищает, когда он поёт в зале или по телевизору, но, представьте себе, это звучит на просторе, над горами и реками в живую.
- - «Первый тайм мы уже отыграли!...»
  Как хорошо, что это действительно, только первый тайм и вся наша жизнь, полная песен и встреч, ещё впереди!

 


Рецензии
Интересное воспоминание, Лида. Спасибо.
Я словно поприсутствовал на той самой Груше.
А в живую из бардов я слушал только Юрия Кукина, зато вблизи, рукой подать и часа полтора...
А из песен Градского мне больше всего чувствительна "В полях под снегом и дождём" на стихи Бёрнса.

Андрей Анатольевич Калинин   10.07.2023 19:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, а я всю жизнь, вернее каждый год была на Груше. Много воспоминаний, думаю писать потихоньку. Я у самого Городницкого интервью брала.Он там в жюри каждый год. Кукина тоже видела и Никитиных. Дал бы мне Бог сил, чтобы все воспоминания написать.

Лидия Невская Сызрань   10.07.2023 21:47   Заявить о нарушении
Завидую белой завистью. Знаком я со многими, но лишь заочно. А песни их пою на свой манер, подражая и пародируя. По мнению слушателей, неплохо. :)
"http://music.lib.ru/k/kalinin_a/"

Андрей Анатольевич Калинин   11.07.2023 15:13   Заявить о нарушении