Премудрый ангел Серафим

В заключительной сцене фильма «Мой парень Ангел» звучит фраза «Небеса не
принимают падших ангелов». Ею воплотившийся в человеческое тело ангел по имени
Серафим [Артур Смольянинов] изящно отбивается от полюбившей его всем сердцем
студентки Саши [Анна Старшенбаум], которой после таких слов не остаётся ничего
другого, как отпустить его. Ведь настоящая любовь жертвенна и ненасильственна.

Этот пример позволяет увидеть разницу между Present Continuous Tense (настоящее
длительное время) и Present Perfect Tense (настоящее совершенное время). В первом
случае ангел является «непрерывно падшим». Его падение произошло и длится дальше.
И пока оно не прекратится, Небеса будут закрыты для него. Во втором случае ангел
является падшим на момент речи. Падение свершилось, но неизвестно, что произойдёт
в следующую секунду. Если его покаяние будет полным, безоговорочным и искренним,
как «глас вопиющего в пустыне», Небеса мгновенно откроются для него.

Падение ангела можно сравнить с погружением подлодки. Оно не может быть
одноразовым. Одноразовые подлодки – большая редкость. Даже пребывая на Небесах,
душа постоянно перемещается по вертикали – то выше, то ниже, в зависимости от её
внутреннего состояния, определяющего величину её микро-падений и микро-взлётов.
Поэтому ангел Серафим сказал студентке Саше неправду. Положение поплавка в воде
определяется не материалом, из которого он изготовлен, а степенью заполненности
водой.

Но и это ещё не всё. Можно ли считать падением любовь к любящей женщине? В чём
заключается падение, если результатом взаимной любви мужчины и женщины, женщины
и мужчины, будет рождение детей, совмещающее в себе сразу два чуда – сотворения
и воскрешения человека? Не богохульствует ли в кадре премудрый ангел Серафим?
Не совершает ли он настоящее падение, уклоняясь от мнимого?..

Я вижу в кадре только одного настоящего ангела, отпускающего на свободу ангела
ненастоящего, совершающего неосознанное падение, суть которого – в удалении от
любви, а значит, и от её Источника. Вот до чего доводит механическое деление на
материальное и духовное, земное и Небесное!..

(2023)


Рецензии