Эссе Галаад

ГАЛААД.

(Возможно, от выражения со значением «холм-свидетель».)

Место в гористой области Галаад на Востоке от Иордана, где патриархи Иаков и Лаван приблизительно в 1761 г. до н. э. заключили соглашение (Бт 31:43—48). Очевидно, от названия этого места позднее было образовано название всей гористой местности Галаад.

Следуя повелению Бога, Иаков ушёл из Паддан-Арама, ничего не сказав Лавану, своему дяде и тестю, у которого он работал (Бт 28:2). Взяв своё имущество, а также жён и детей, Иаков перешёл реку Евфрат и направился в землю Ханаан. Спустя три дня Лаван вместе со своими «братьями» погнался за Иаковом и через семь дней догнал его караван в горах Галаада к Северу от долины реки Иавок (Бт 31:17—25).

Мирно уладив все разногласия, Иаков и Лаван заключили соглашение. В связи с этим событием Иаков поставил каменный столб и велел своим «братьям» сделать холм из камней (вероятно, с плоской вершиной, наподобие стола), на котором они затем поели в знак того, что заключили соглашение.

Лаван назвал это место арамейским (сирийским) выражением «Иегар-Сагадуфа», а Иаков дал ему еврейское название «Галаад», которое равнозначно арамейскому. Лаван сказал: «Этот холм [еврейское гал] сегодня свидетель [еврейское эд] между мной и тобой» (Бт 31:44—48). Этот холм (вместе с каменным столбом) служил свидетелем всем, кто проходил мимо. Согласно стиху 49, он был также назван «Сторожевой башней [еврейское мицпа]» — она должна была напоминать о том, что Иаков и Лаван обязались хранить мир друг с другом и внутри своих семей (Бт 31:50—53). Позднее камни использовались подобным образом — в качестве немых свидетелей (ИсН 4:4—7; 24:25—27).

Также Галаад географическое название, используемое в Библии по-разному. В узком смысле Галаадом называли гористую местность на Востоке от Иордана, которая простиралась на Север и на Юг от долины реки Иавок (ИсН 12:2). На Севере Галаад граничил с Васаном, на Юге — с плоскогорьем, находившемся к Северу от долины реки Арнон, а на Востоке — с землёй Аммона (Вт 2:36, 37; 3:8—10). Однако иногда «Галаадом» или «землей Галаад» называли всю израильскую территорию к Востоку от Иордана, включая Васан и нагорье к Северу от Арнона (ИсН 22:9; Сд 20:1, 2; 2См 2:9; 2Цр 10:32, 33).

Очевидно, Галаад разделяли на две части. Хотя территория, выделенная половине племени Манассии, в Числах 32:40 названа просто «Галаадом», иногда, делая уточнение, её называли «остальной частью Галаада» (Вт 3:13) или «половиной Галаада» (ИсН 13:31). Подобным образом территорию племён Гада и Рувима на Юге от земли, данной половине племени Манассии, называли «половиной гористой местности Галаад» (Вт 3:12). Но эту же местность иногда называли просто Галаадом, равно как и её часть, выделенную племени Гада (где находился город-убежище Рамоф) (Чс 32:29; ИсН 13:24, 25; 21:38).

От Иорданской долины, лежащей на 210 м ниже уровня моря, Галаад поднимается на высоту более 1 000 м. Этот плодородный регион щедро орошался дождями зимой и росой летом, кроме того, в нём было много источников, поэтому в древности там росли величественные леса, и он был известен своим целительным бальзамом (Иер 8:22; 46:11). Холмистые плато Галаада идеально подходили для скотоводства и выращивания зерновых. Также в Галааде было много виноградников (Чс 21:22; 32:1).

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ.

Незадолго до входа израильтян в Обетованную землю частью Галаада к Югу от долины реки Иавок владел аморейский царь Сигон, а территорией к Северу от неё — васанский царь Ог (ИсН 12:1—4). Под предводительством Моисея израильтяне победили обоих царей, и племена Гада и Рувима, у которых было много скота, попросили дать эту местность им в наследство (Чс 21:21—24, 33—35; 32:1—5). Их просьба была удовлетворена на том условии, что воины из обоих племен перейдут Иордан и помогут завоевать Обетованную землю (Чс 32:20—24, 28—30). Они согласились и, перед тем как оставить на время свои семьи, отстроили для них города (Чс 32:25—27, 31—38). На Востоке от Иордана также получила наследство половина племени Манассии (Чс 32:33, 39, 40).

Возвращаясь в свои наследственные владения в Галааде, люди из племён Рувима, Гада и половины племени Манассии построили жертвенник в знак своей верности Богу (ИсН 22:9, 10, 26—29). Позднее, объединившись с другими племенами, они выступили против вениамитян, не выдававших правосудию преступников из Гивы (Сд 20:1—48). Однако «Галаад» не поддержал Варака в сражении с Сисарой, за что был осуждён (Сд 5:17). Спустя какое-то время жители Сокхофа и Пенуэла, двух галаадских городов, не дали еды Гедеону и его людям, преследовавшим мадианитян (Сд 8:4—9).
После смерти судьи Иаира из Галаада Израиль снова впал в идолопоклонство и 18 лет подвергался жестокому угнетению со стороны аммонитян. В конце концов жители Галаада оставили ложное поклонение и попросили галаадитянина Иеффая возглавить их в борьбе с аммонитянами. В итоге аммонитяне были покорены (Сд 10:3, 5—10; 11:4—11, 32, 33).

Однако спустя годы Галаад по-прежнему подвергался нападениям аммонитян (Ам 1:13). Вскоре после того, как Саул стал первым царём Израиля, аммонитянин Наас осадил Иавис-Галаад и сказал, что пощадит город, если живущие в нём мужчины позволят выколоть им правый глаз. Узнав об этом, Саул быстро собрал войско из 330 000 мужчин и разбил аммонитян (1См 11:1—11). По-видимому, затем для Галаада наступил период относительного спокойствия, продолжавшийся и после смерти Саула. Такой вывод следует из того, что Авенир решил поставить царём Иевосфея, сына Саула, именно в галаадском городе Маханаиме (2См 2:8, 9). Но во время правления Давида вновь возник конфликт с аммонитянами. В Галааде и в соседних регионах произошло несколько сражений, в результате которых аммонитяне были полностью покорены (2См 10:6—19; 11:1; 12:26—31).
 
Позднее, когда Авессалом поднял мятеж, царь Давид убежал в Галаад, там с ним обошлись по-доброму и оказали ему гостеприимство жители Маханаима, в частности престарелый Верзеллий (2См 17:27—29; 19:32). Очевидно, в Галааде сразились войска Давида и Авессалома. Победа над Авессаломом позволила Давиду покинуть Галаад и вновь сесть на престол (2См 17:24; 18:6—8).

Вскоре после того, как появилось десятиплемённое царство (997 до н. э.), часть Галаада захватили сирийцы. Во времена царя Ахава и пророка Ильи, который был галаадитянином, сирийцы владели Рамоф-Галаадом, городом-убежищем в восточной части Галаада, принадлежавшим племени Гада (1Цр 17:1; 22:3). Затем, при правлении царя Ииуя и его сына Иоахаза, Галаад потерял ещё больше земель, и его жестоко угнетал сирийский царь Азаил и его сын Венадад III (2Цр 10:32—34; 13:1, 3, 7; Ам 1:3, 4). Но Иоас, сын Иоахаза, одержал над сирийцами три победы и вернул Израилю города, захваченные ими при правлении его отца (2Цр 13:25).

В конце концов при правлении израильского царя Факея (ок. 778—759 до н. э.) ассирийский царь Тиглатпаласар III (Феглаффелласар) увёл жителей Галаада в плен (2Цр 15:29). Вероятно, аммонитяне быстро воспользовались ситуацией и стали занимать Галаад (Пс 83:4—8; Иер 49:1—5). Но через своих пророков Бог пообещал, что со временем израильтяне вновь заселят эту местность (Иер 50:19; Мх 7:14; Зх 10:10).

Галаад также «город», который, по словам Осии, был полон неправды, кровопролития и зла (Ос 6:8; сравните Ос 12:11). Поскольку нигде в Писании Галаад не назван городом, некоторые полагают, что здесь подразумевается Иавис-Галаад или Рамоф-Галаад. Другие считают, что речь идёт обо всём регионе к Востоку от Иордана.


Рецензии