Эссе Гад

ГАД.

(«удача»).

Сын Иакова, которого ему родила Зелфа, служанка Лии. От Зелфы родился также младший брат Гада, Асир. При рождении Гада в Паддан-Араме, приблизительно в 1770 г. до н. э., Лия воскликнула: «Удача!» — так он и получил своё имя (Бт 30:9—13; 35:26). Вместе со своими братьями Гад дважды ходил в Египет покупать у Иосифа зерно (Бт 42:3; 43:15). Ему было примерно 42 года, когда в 1728 г. до н. э. он вместе со своим отцом Иаковом и со своей семьей переселился в Египет (Бт 46:6, 7, 16). Спустя 17 лет, незадолго до смерти, Иаков, благословляя своих 12 сыновей, сказал о Гаде: «На Гада будут нападать банды грабителей, но он в ответ будет преследовать их по пятам» (Бт 49:1, 2, 19).

В Библии имя Гад также используется по отношению к племени, произошедшее от семи сыновей Гада. Во второй год после выхода из Египта в этом племени насчитывалось 45 650 воинов (Бт 46:16; Чс 1:1—3, 24, 25). Гад был в одном трехплемённом подразделении с Рувимом и Симеоном. Они располагались лагерем к Югу от священного шатра (Чс 2:10—16). Когда народ отправлялся в путь, подразделение Иуды выступало первым. За ним шли левиты из семей Гирсона и Мерари, которые носили священный шатёр. Далее следовало подразделение, к которому принадлежало племя Гада. Елиасаф, сын Деуила, был начальником их войска (Чс 10:14—20). Когда окончились странствия Израиля по пустыне, гадитян, годных к войне, насчитывалось лишь 40 500, то есть их число уменьшилось на 5 150 (Чс 26:15—18).

ТЕРРИТОРИЯ.

Гадитяне, как и их предки, занимались скотоводством (Бт 46:32). Поэтому они попросили выделить им землю к Востоку от Иордана, пригодную для скота. Тогда Моисей отдал эту землю Гаду, Рувиму, а также половине племени Манассии, поскольку у неё тоже было много скота. Однако Моисей поставил условие: эти племена должны были помочь остальным овладеть землей к Западу от Иордана. Они с готовностью согласились и, построив каменные загоны для скота и города для своих детей, выделили положенное число воинов, которые должны были перейти Иордан для завоевания земли (Чс 32:1—36; ИсН 4:12, 13). Раньше на территории Гада жили амореи, которых израильтяне победили под предводительством Моисея (Чс 32:33; Вт 2:31—36; 3:8—20).

Земля, на которой поселились гадитяне, частично состояла из долин, простиравшихся вдоль большей части восточных берегов Иордана, почти достигая Мёртвого моря на Юге и доходя до Киннерефского моря на Севере. Кроме того, в территорию Гада входили плоскогорья, а также долина реки Иавок. Таким образом, значительная часть Галаада принадлежала племени Гада (Вт 3:12, 13). На Севере владения Гада граничили с территорией Манассии, а на Юге с землёй Рувима (ИсН 13:24—28).

После завоевания Ханаана Иисус Навин дал гадитянам долю из добычи и отпустил их домой. Вслед за тем они вместе с племенами Рувима и Манассии построили у Иордана огромный жертвенник. Это встревожило другие племена. Но они успокоились, когда узнали, что жертвенник был воздвигнут как свидетель того, что племена к Востоку от Иордана, как и племена к Западу от него, будут поклоняться исключительно истинному Богу. Жертвенник должен был служить знаком того, что между племенами к Востоку и Западу от Иордана не будет разделений (ИсН 22:1—34).

Всё это было в согласии со словами Иакова, которые он сказал о Гаде, благословляя его: «На Гада будут нападать банды грабителей, но он в ответ будет преследовать их по пятам» (Бт 49:19). Гадитян не пугало то, что восточная сторона их земли открыта для нападений банд грабителей. Они решили поселиться на восточных нагорьях не для того, чтобы уклониться от участия в завоевании Ханаана. Прощальные слова Иакова, обращённые к Гаду, были, по сути, повелением давать решительный отпор грабителям, нарушавшим их границы. Более того, гадитяне обращали их в бегство и преследовали по пятам.

Положительные качества Гада отметил и Моисей, сказав: «Благословлён расширяющий границы Гада. Он будет жить как лев, будет раздирать руку и даже темя. Он выберет для себя лучшую землю. Там выделен участок законодателя. Главы народа соберутся вместе. Он будет действовать в праведности Господа и исполнять его судебные решения для Израиля» (Вт 33:20, 21).

Рамоф в Галааде, расположенный на территории Гада, был одним из городов-убежищ, отделённых Моисеем (Вт 4:41—43). Во владениях гадитян находились и другие города левитов: Маханаим, Есевон и Иазер (ИсН 21:38, 39). Город Дивон, где в 1868 г. н. э. был найден знаменитый Моавитский камень, был одним из нескольких городов, отстроенных гадитянами после того, как они поселились в своей земле (Чс 32:1—5, 34, 35).

ГАД ПОМОГАЕТ ДАВИДУ.

Когда Давид «не мог свободно передвигаться из-за Саула», несколько военачальников из числа сыновей Гада перешли вышедший из берегов Иордан и пришли к Давиду в Секелаг, что в Иуде. Вот что о них говорится: «Это были храбрые и сильные мужчины, воины, готовые к войне и держащие наготове большие щиты и копья. Их лица были как у львов, и они были быстры, как газели на горах. [...] Наименьший из них был равен сотне, а наибольший — тысяче» (1Лт 12:1, 8—15). В связи с войной против агарян и их союзников о гадитянах (а также о племенах Рувима и Манассии) говорится: «Они призвали Бога, чтобы он помог им в войне. Он услышал их мольбу, потому что они полагались на него». В итоге они взяли огромное число пленных, а также захватили множество скота (1Лт 5:18—22).

ГАД СЛЕДУЕТ ЗА ИЕРОВОАМОМ.

При разделении царства племя Гада примкнуло к северным племенам во главе с Иеровоамом. Много лет спустя, в дни Ииуя, когда «Бог начал отрезать от Израиля кусок за куском», владения Гада, восточные рубежи которого были открыты для нападения, стали театром военных действий во время столкновения между северным царством Израиль и Сирией (2Цр 10:32, 33). В итоге ассирийский царь Феглаффелласар III захватил землю Гада и увел её жителей в плен. Это позволило аммонитянам завладеть территорией гадитян (2Цр 15:29; 1Лт 5:26; Иер 49:1).
В пророческом видении Иезекииля о разделении земли участок, выделенный Гаду, находился на самом Юге. (Иез 48:27, 28). В перечне племён Израиля, приведённом в 7-й главе Откровения, Гад упоминается третьим.


Рецензии