О границах физики - 3
1) Границы актуальные (что уже можно?);
2) Границы прагматические (что нужно?);
3) Границы этические (что морально допустимо?);
4) Границы психологические (что может человек?);
5) Границы методологические (что может научная методология?);
6) Границы принципиальные (что можно в принципе?).
Разделения в некоторых случаях нечеткие и имеются стыки, где эти границы сходятся или перекрываются. Иногда вопрос о границах физики переходит в вопрос о границах ее отдельных теорий. Для фундаментальных теорий вопрос о границах их применимости практически эквивалентен вопросу о границах физики. Предположим, что «теория всего» будет построена. Будет ли это одновременно доказывать, что у физики нет границ?
Аргумент о статистически значимом числе людей, занимающихся наукой и вырабатывающих ее правила, вызывает много вопросов:
1) Начиная с какого числа людей это число можно считать статистически достоверным?
2) Можно ли заниматься наукой в одиночку или вдвоем на необитаемом острове?
3) Являются ли науками астрофизика и космология, часто изучающие уникальные явления?
4) Строго говоря, время неоднородно, хотя бы в связи с космологическим расширением вселенной. Это значит, что каждое событие во Вселенной уникально. Как в таких условиях возможна статистически достоверная физика?
Безусловно, науку всегда сопровождает принципиальная неполнота научного познания, условность разделения объекта и субъекта и принципиальная разница между моделью и явлением. Мне представляется, однако, что для актуальной науки, т.е. той, которую мы имеем в действительности, в истории, эти ее «изъяны» не так страшны, как могло бы показаться на первый взгляд, а может быть даже и совсем не страшны. В действительности «недостатки» языка науки в свете отмеченных выше ее «изъянов» оборачиваются ее достоинствами. Я имею ввиду символический смысл физической терминологии и математических формул.
Позитивистский подход к науке стремится избавиться от всякого символизма и выделить «сухой рациональный остаток» - научную схему. При этом, однако, набирая обороты в своем стремлении к схоластической ясности, позитивизм (и в математике, и в физике) расшибается о стену геделевских теорем о неполноте или расселовских парадоксов (один из них в своем тексте приводит Анастасия Соловьева - о всемогущем существе). Я бы сказал, что это – плата позитивистов за свою «неумеренность желаний». На самом деле, любое понятие в физике или математике имеет определенный «предел четкости» своего определения (у понятий тоже есть границы! – и они, на мой взгляд, тесно связаны с границами физики). Это и есть одно из важных проявлений их символизма. Понятия и язык должны быть в определенной степени нечеткими для того, чтобы они нормально работали – для науки (и физики, в частности) эта нечеткость, правда, меньшая, чем для понятий в быту. И в реальной работе физики оперируют именно с символами, а не со схемами. И символы, и схемы конечны по форме, но символы, в отличие от схем, позволяют вмещать бесконечное содержание в конечную форму. Говоря образно, символы – «живые», а схемы – «мертвые». Реальный язык науки – символичен и именно это, на мой взгляд, позволяет нам преодолевать гносеологические «пропасти» и «провалы» в науке (зачастую, замечая их и говоря о них уже post factum): принципиальную неполноту описания, разделение субъекта и объекта, принципиальный характер моделирования явления, отсутствие языка наблюдений и еще много других… Доказательством тому, что все это преодолимо, является сам факт существования науки как исторического феномена!
Для формулировки и понимания законов актуально бесконечного (во множестве смыслов) мира мы неформально используем в науке символический язык, позволяющий как-то выражать эту актуальную бесконечность!
По правде говоря, это замечание больше относится к попытке преодоления границ, но такая попытка лишний раз свидетельствует об их наличии ;
Далее, первопринципы и математичность знания – это вполне естественная основа для философии физического редукционизма. Даже если кто-то не согласен с редукционизмом (лично я не отношусь к его адептам), - «дыма без огня не бывает», - есть повод подумать над его природой. Область макромира, действительно, имеет в физике максимально сложное описание. В связи с этим сразу возникает ряд вопросов. Это связано:
А) с актуальной сложностью макромира, по сравнению с мега и микро?
B) с непосредственной недоступностью мега и микро и, как следствие, огрублением описания, связанным с этой недоступностью?
C) с соразмерностью макромира с органами чувств человека?
D) с мировоззрением, психологией и философией человеческого рода;
E) с исторической случайностью, которая имеет временный характер?
F) с другими причинами?
Несомненно, что психологические границы физики, науки и познания существуют и на практике часто являются определяющими. К сожалению, психологии научной деятельности уделяется мало специального внимания. В советское время исследования такого рода находились под прессом марксистско-ленинской идеологии и теряли объективность и ценность. Сегодня этим заниматься попросту некому. Хочу отметить, что психологические границы и барьеры нельзя оценивать только критически негативно. У них есть и позитивная роль, которая позволяет сохранять науке долю здорового консерватизма. «Нездоровый консерватизм» оставим на личной совести конкретного консерватора, тем более, что консервировать идеи труднее, чем консервировать фрукты.
В связи с психологическими границами я хотел бы сделать еще пару комментариев. Можно, конечно, поставить вопрос так: давайте обсуждать «границы физики» в предположении, что психологические границы, как будто бы, уже преодолены. Собственно, я полагаю, что большинство читателей и понимают границы именно таким образом. Однако в такой постановке проблема может стать слишком «академичной»: она будет обсуждаться в предположении, что физику делают какие-то сверхлюди, свободные от психологии, а также заодно и от всяких недостатков и достоинств. Я предлагаю просто не забывать про психологию. Кстати говоря, наличие «психологических границ» в обозначенном смысле лишний раз свидетельствует о том, что границы (если они вообще есть) проходят «где-то рядом» с самим человеком.
Свидетельство о публикации №123070104804