О границах физики - 2
Парадоксальным образом признание границ физики подразумевает более широкую перспективу научной методологии, чем утверждение об их отсутствии. Действительно, безграничная область является частным (предельным случаем) области с границей. По этой причине можно сказать, что научная методология, настаивающая на отсутствии границ у физики, имеет «меру нуль» среди множества других методологий. Методология с границами менее категорична, а, значит, и более гибка и открыта для научной практики, которая в области неизвестного требует определенной «гибкости» применяемой научной методологии.
Если границы у физики есть, то должны существовать «пограничные ситуации», в которых граница применимости как-то проявляет себя. На самом деле, найти или хотя бы описать действительно пограничные ситуации, находящиеся на стыке познаваемого и непознаваемого физическими методами сложно. По сути, это почти то же самое, что найти или как-то обозначить границы. Гораздо проще указать ситуации «заграничные», в которых физическое описание становится очевидно неадекватным. Эта неадекватность может проявляться, например, как принципиальная невозможность или противоречивость физической картины явления. Рассмотрим в качестве примера невозможности попытку «физически описать» волевой акт внутреннего выбора человека вместе с его внешними проявлениями (например, человек захотел просто так поднять камень и бросить его вперед). Цепочка событий «волевое решение»-«мысленный приказ» - «сигналы нервной системы» - «мышечные сокращения» - «полет камня» целиком принципиально не укладывается в рамки физики и вообще какой-либо науки, если мы принимаем тезис о свободной человеческой воле (я лично такой тезис принимаю). Никакое «физическое описание» не срабатывает до уровня сигналов нервной системы, поскольку «физическое описание» всегда является в определенном смысле детерминистичным. Язык вероятностей и хаоса не спасает положения дел. Вероятностные законы статистичны, а каждый акт свободной воли человека уникален и самоценен. Концепция хаоса ни в коей мере не отражает концепцию свободы (хаос – произвол, свобода – разумный выбор). Кроме того, сам хаос познаваем постольку, поскольку в нем проявляются свои внутренние законы. Абсолютный хаос – сущность непознаваемая и, может быть даже внутренне противоречивая. Случай, когда тезис о свободе воли не принимается, не слишком интересен: отрицание свободы подразумевает универсальную детерминистичную картину акта выбора, но ее у адептов детерминизма, как правило, нет (в скобках отмечу, что мне понятно почему – ее просто не существует).
В качестве примера противоречивости картины описания можно рассмотреть попытку привязать ценность того или иного музыкального произведения в обществе любителей музыки с амплитудно-частотными характеристиками фактуры произведения. Трудности и неизбежные противоречия, которые возникают на этом пути, очевидны: корреляции в лучшем случае разобьются на классы, выражающие музыкальные вкусы различных слоев общества (если такие слои вообще сформированы). Таким образом, при попытке ввести физику в качестве инструмента для эстетической оценки мы будем иметь набор различных, вообще говоря, взаимноисключающих «физических законов» музыкальной красоты.
Теперь используем соображения «непрерывности», развернутые в философском варианте. Если существуют ситуации «дограничные», в которых физика вполне адекватна и работает (я надеюсь, что для всех участников дискуссии это бесспорно), и если существуют ситуации «заграничные» (здесь можно дискутировать по поводу приведенных мною примеров, но, наверное, каждый может найти свои более убедительные примеры), то где-то между этими ситуациями должны существовать пограничные ситуации, обозначающие границу.
Краткое резюме:
1) Границы физики существуют и они, в определенном смысле, необходимы для о-предел-ения самой физики;
2) Проявление «заграничной ситуации» - невозможность или противоречивость физического описания;
3) Значительная часть примеров «заграничных» для физики ситуаций связано (хотя, возможно и не исчерпываются этой областью – были бы интересны и другие примеры) с внутренним миром человека, человеческих отношений, вообще личностного измерения человеческого бытия.
Возможно, что для большинства эти вывода покажутся тривиальными: ну да, физика – это не психология. Но именно здесь, на мой взгляд, и возникает один из ключевых для нашей дискуссии вопросов: в чем принципиальное отличие психического и физического?
Свидетельство о публикации №123070104728