Летние заморочки

(из цикла «Измышления и реплики дилетантов», под каждым стихотворением которого стоит точная дата написания)      



Где-то брызнула вспышка… Где-то грохнула пушка?
Смотрим в окна на улицы мы ошалело.
Ливень! Стремительный, как ростовская заварушка:
                дерзкий клич,
                полный клинч,
                разворот у предела –
Кич. Небо серо, и бело… уже сине-бело,
Оркестровая яма его онемела,
Но пуглива пока солнца бледная тушка.
Закулисье шевелится как-то несмело,
Облегчённо вздохнув:
                – Всё, закончилось дело?

                26 июня 2023


Рецензии
Читала кое-что у Вас из цикла "Измышления и реплики дилетантов", особенно зацепило
"Матери, сыны, времена". Что касается "Летних заморочек", то вспомнился бурный ливень у Клода Моне ("Утро на Сене под дождём"), те же цветовые оттенки.
Интересное стихотворение, в котором довольно сложная индивидуально-авторская метафора, куда проще общеязыковая метафора, а вот многофокусное развёртывание метафоры встречается редко. Общий образный смысл (летняя гроза) сплетён из цепочки смысловых фокусов (ливень, небо, люди), которые сочетаются в единые лексико-семантические компоненты. Сложность ещё и в том, что метафорические цепочки находятся в разных предложениях, в таком случае филолог бы отметил - структурные элементы метафорической цепочки расположены в контексте сверхфразового единства стихотворения.

Ирина Губанова   06.11.2024 11:58     Заявить о нарушении
Доброе утро, Ирина! «Филолог бы отметил…» А Вы, Ирина, не филолог? А кто? Я и терминов таких не знаю, с которыми Вы запросто обращаетесь. Еле продралась сквозь них к пониманию сказанного.
Но когда поняла наконец, немного расстроилась: мне кажется, что даже такой внимательный и понимающий читатель, как Вы, не понял общего смысла стихотворения. Ведь в Вашей рецензии нет ни намёка на то, что это с/т – метафора-перевёртыш. Летняя гроза – не общий смысл, а наоборот, метафора земного, людского события. Две первые строки должны были бы вводить читателя в курс дела, говорить о том, что будет общим смыслом стихотворения, а далее и до конца – метафора этого смысла. Но, видимо, не получилось.

Елена Шипина   19.11.2024 05:14   Заявить о нарушении
Простите, не две, а три строки вводные.

Елена Шипина   19.11.2024 05:33   Заявить о нарушении
И Вам, Елена, доброе утро!
Вернословие - расстраиваться не надо, автор , на мой взгляд, должен быть готов к любой реакции на прочтение. Да, желательно, чтобы поняли авторский замысел, но главное для автора, чтобы читательская реакция была ИСКРЕННЕЙ, страшно само неравнодушие. Даже самый внимательный и понимающий внимает-понимает субъективно. Меня больше радуют спорные отклики, а не дежурные одобрям-с, интересны даже нелицеприятные, но заставляющие задуматься над текстом.
На Ваше " А Вы, Ирина, не филолог?" Да, филолог, и по образованию, и по духу, иногда это мешает, ведь профессиональный взгляд имеет свои изъяны, порой, уводит в иное восприятие. Это как оценка двух гуляющих по лесу: один восторгается берёзками, птицами, цветами, а другой смотрит на качество и объём древесины.))) Потому и терминология привычна, а Вы продирались))).
Словесные россыпи - тот ещё океан обитания, там столько смысловых лабиринтов, что потеряться легко. Вот дали Вы три предложения в качестве вводных, а бухточка, увы, мала, чтобы в ней смыслово задержаться. Я бы каждое из трёх предложений отдельной строкой, без знака вопроса (сомнение снижает интуитивную отгадку общего замысла) И графически разделила бы текст на три части: вводная-ливень- закулисье. Каждая часть несёт свою задачу, настроение, темп динамики - всё это подсказывает читателю авторский замысел. Название тоже очень важный элемент текста, признаюсь, Ваше название вносит иронию, которая, на мой взгляд, неудачна для подсказки смысла. Я бы вообще по первой строчке поставила.
Разумеется, всё это лишь на мой взгляд, автору никогда никто не вправе что-то диктовать, на то он и АВТОР.
--------------
Где-то брызнула вспышка…
Где-то грохнула пушка...
Смотрим в окна на улицы мы ошалело. (пробел подчёркивает смысловой объём вводности)

Ливень! Стремительный, как ростовская заварушка:
дерзкий клич,
полный клинч,
разворот у предела –
Кич.
Небо серо, и бело…
уже сине-бело,
Оркестровая яма его онемела,
Но пуглива пока солнца бледная тушка.

Закулисье шевелится как-то несмело, (ключевое слово "несмело")
Облегчённо вздохнув: (думается, что всё же нужен оттенок неуверенности)
– Всё? Закончилось дело?

Ирина Губанова   19.11.2024 10:11   Заявить о нарушении
Доброе утро, Ирина! Опять прошу прощения за то, что отвечаю не сразу. Как я Вам благодарна за мастер-класс! Такая удача! Сейчас не буду дёргаться, но потом всё проанализирую. Читать Ирония к Иринии. Диалог с alter ego http://stihi.ru/2016/09/29/7097 в цейтноте тоже не хочется. Ах, Время, Время неуёмное!
Ещё раз благодарю Вас за уделённое внимание и потраченные силы.
С уважением,
Елена

Елена Шипина   20.11.2024 10:53   Заявить о нарушении
Ой, Елена, какой там мастер-класс, просто реплики по ходу просмотра. Главное, излишне не дёргайтесь, воспринимайте спокойно всё сказанное, многополярность взглядов не должна раздражать, автору всегда виднее как воплощать свой замысел. Всего Вам доброго.

Ирина Губанова   20.11.2024 11:36   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →