Из сонма графоманов в когорту поэтов или как надо
Вот так надо писать стихи, как это сделал Сергей Клычков, одна из звезд того созвездия, куда входили Есенин, Мандельштам, Ахматова... Стихотворение невероятной глубины и образности. Его разбирать и разбирать надо, чтобы проникнуть в глубины поэзии. Если вы будете каждое утро читать это стихотворение, или его выучите и раз в неделю будет декламировать, то не заметите, как изменится ваш внутренний поэтический мир и восприятие поэзии, как вы вырастите и уже будете требовательны к своему творчеству, и глядишь, перейдете из сонма графоманов в когорту поэтов.
Я устал от хулы и коварства
Головой колотиться в бреду,
Скоро я в заплотинное царство,
Никому не сказавшись, уйду…
Мне уж снится в ночи безголосой,
В одинокой бессонной тиши,
Что спускаюсь я с берега плеса,
Раздвигаю рукой камыши…
Не беда, что без пролаза тина
И Дубна обмелела теперь:
Знаю я, что у старой плотины,
У плотины есть тайная дверь!
Как под осень, опушка сквозная,
И взглянуть в нее всякий бы мог,
Но и то непреложно я знаю,
Что в пробоях тяжелый замок!
Что положены сроки судьбою,
Вдруг не хлынули б хляби и синь,
Где из синих глубин в голубое
Полумесяц плывет, словно линь…
Вот оно, что так долго в печали
Всё бросало и в жар и озноб:
То ль рыбачий челнок на причале,
То ль камкой околоченный гроб!
Вот и звезды, как окуни в стае,
Вот и лилия, словно свеча…
Но добротны плотинные сваи,
И в песке не нашел я ключа…
Знать, до срока мне снова и снова
Звать, и плакать, и ждать у реки:
Еще мной не промолвлено слово,
Что, как молот, сбивает оковы
И, как ключ, отпирает замки.
А теперь попробуем растолковать смысл стиха. А он весьма непрост. В чем его смысл?.. Аллегорический сон героя весьма загадочен. Ему сниться, как он погрузился в реку и стал видеть мир в ином измерении. Здесь сквозь толщу воды сказочно плывут звезды, которые сравниваются с окуньками и лилия предстает свечей вводном царстве. Мы вместе с героем оказались в зачарованном мире, где все красиво и необычно. Но нас мучает вопрос, ради чего тут оказался герой, куда он нас ведет?. Что подвигло его искать "потаенную дверь" в старой плотине?. Ведь если написано только ради красоты, то это лишь сон, в котором есть новые измерения реальности, но нет смысла.
Между тем герой не просто так оказался в заводи, он ищет на старой плотине тайную дверь!.. Все стихотворение пронизано тревожными нотами: найдет он эту дверь или нет?.. Но для нас читателей по прежнему неясно - что за плотина, что за дверь?.. Зачем она герою?... Ничего не понятно, но все поэтично, загадочно, чудно. Герой с упорством продолжает искать дверь и не находит. Но мы смутно догадываемся, что у поэту "Что положены сроки судьбою", и если он не уложится в них, не найдет заветного ключа, то его ждет: "околоченный гроб!"
Читатель с недоумением вопрощает, а что же искал герой?.. Что там было за этой дверью. Уж не пещера Алладина, в которой он бы обрел богатства?.. И что бы означали эти "богатства", если бы он нашел?.. И вот здесь вступает глубокое понимание поэзии, не просто так наш герой оказался в реке и описал нам сказочную картину. Этот смысл понятен герою, но и для нас он будет понятен, если мы осмыслим творчество в духе той идеи, которую прочертил Пушкин в своем программном стихотворение "Пророк..." Помните пушкинское?...
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился
Начинаете догадываться что ищет герой, и что значит для него потаенная дверь в плотине?.. Да, это его выход в высокую поэзию. Это та дверь, которая откроет ему мир высшего поэтического мастерства. И там за этой дверью его будет ждать черный конь, как в сказке тысяча и одна ночь, и он взлетит к ним к небесам, и обозрит всю землю, и это будет высшее поэтическое мастерство, и он сравняется с гениями и конь унесет его в горам Парнаса, где стоят в храмах его друзья по перу: Есенин, Мандельштам, Ахматова...
Но, увы, усилия героя оказались напрасными: "И в песке не нашел я ключа…". Поэт делает признание: "Еще мной не промолвлено слово, Что, как молот, сбивает оковы". Так в этом поиске высшего слова и заключен смысл стихотворения, и мы уже понимаем совсем по другому значение стиха. Однако вот вопрос читателю: а действительно ли поэт не нашел этот "ключ" с слову?... А?.. Как вы думаете?.. А мы думаем вот так:
В наше время мало кто знает, а можно сказать никто не знает Клычкова, у все на слуху другие поэты, которые стали классиками русской поэзии. И это в какой-то мере справедливо. Ведь поэт не достиг их высокого мастерства. И стихотворение: "Я устал от хулы и коварства" - это осмысление своего творчества, в котором его "хулят", что не достигает он высшей точки поэзии. Но смысл стиха сводится к тому, что поэт так и не находит потайную дверь, а значит не может взойти на высшую ступень поэзии. И этот, увы, печальный вывод становится окончательным, поэт остается поэтом второго ряда.
Но, читатель, не спеши делать вывод!.. Дело в том, что это стихотворение становится именно той дверью, в которую входит, вернее вплывает поэт, и попадает в мир высокой поэзии, он создает одно из самых лучших на наш взгляд стихов, которое можно поставить рядом с пушкинским "Пророком", с лермонтовским "Бородино", с тютчевмким "Вот бреду я вдоль большой дороги". С блоковской "Незнакомкой", Поэт нашел этим стихом ключ к потаённой в плотине двери, он поднялся до высок высшей поэзии. Его талант был труден, он действительно отставал от своих звездных собратьев, он медленно набирал обороты. И вот когда последняя ступень мастерства была преодолена, и поэт должен был продолжить сочинять стихи на высшем уровне, наступил 37 год, который стал роковым для поэта, подобно выстрелу из камышей охотника, в взмывающего к небесам лебедя.
Свидетельство о публикации №123063002411