Лев Гумилев и Горный Алтай

     В 2016 году в Республике Алтай открыли памятник Льву Николаевичу Гумилеву. В России только 2 памятника, посвященные этому ученому – в Казани (он был открыт в 2005 году в центре города) и в Горно-Алтайске. Я когда-то смотрела документальный фильм про Л.Н. Гумилева, и меня восхитили его эрудиция и широта мышления: он свободно говорил на нескольких языках, великолепно знал историю, был прекрасным оратором, свободно оперировал фактами и датами разных эпох. Кроме того, он, сын двух великих поэтов, тонко чувствовал слово, знал стихи, мастерски читал их наизусть (не только на русском языке), профессионально занимался поэтическими переводами. Лев Николаевич был Личностью, одним из тех людей, которые способны менять мировоззрение окружающих и вдохновлять их на подвиги своим примером. Для подобных людей Лев Гумилев ввел слово "пассионарий" от латинского passio – страсть, темперамент, одержимость. У этого слова есть еще одно значение – мученичество. Пассионарий – человек, который за свою высокую идею может принять страдания и смерть. Биография Гумилева – биография истинного пассионария. 
    Горный Алтай Лев Николаевич знал не по книгам: он принимал участие в раскопках курганов в Улаганском районе в 1948 году, и эти полевые исследования отразились затем в его научных трудах. До Гумилева тюркские народы считались жестокими и невежественными. Лев Николаевич показал, что они были носителями своеобразной культуры, которая внесла свой вклад в мировую историю и обогатила ее.
    На фотографиях Льва Николаевича Гумилева без труда угадываются черты его знаменитых родителей: Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Сын двух поэтов, конечно, знал и любил поэзию. И сам писал стихи с глубоким философским подтекстом, образные и зрелые.
 
Красный месяц играет агавой,
Волны лижут нагретый гранит,
Переулок, увенчанный славой
Неожиданной властью разбит...

    Так начинается мое любимое стихотворение «Переулок», где жизнь предстает как проход по переулку, где всюду подстерегает опасность, но который обязательно надо пройти до конца:

Кто пошел, нарекается князем,
Кто дошел, попадает в цари.
От огней упадающих наземь,
По асфальту идут пузыри.

Вопроси же огонь из обреза
Отзовется тотчас пулемет.
Мы бросаем на землю железо,
И оно как рассада растет.

Никогда не подкину печаль тем,
Чьих мы в прахе не сыщем сердец,
Я давлю пузыри на асфальте,
Урожая железного жнец.

И иду, попрощавшись с друзьями,
И кудрявой надеждой земной.
Содрогается твердь под ногами
В переулке, облитом луной.

    Переулок предстает охваченным пламенем от падающих и плавящихся снарядов, где каждый выстрел порождает ответные выстрелы, не случайно: жизнь Льва Гумилева совпала с крупнейшими мировыми событиями – октябрьской революцией и двумя мировыми войнами. Он несколько десятилетий ходил под прицелом, рискуя быть убитым в лагерях или на фронте. Отсюда – красный цвет строк этого стихотворения, где физически ощущаешь содрогающую твердь под ногами с кипящими пузырями железа… 
Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» сказал о поэтах так: «В мире существует порода людей, отмеченных божественным даром жить только воображением». В стихах Льва Гумилева воображением поэта и историка сливаются настоящее и прошлое, его собственный опыт и размышления о смысле бытия человека, для которого лучшая доля – это «память в веках».

Качается ветхая память
В пространстве речных фонарей
Стекает Невой меж камнями,
Лежит у железных дверей.

Но в уличный камень кровавый
Ворвались огни из подков
И выжгли в нем летопись славы
Навек отошедших веков.

Сей каменный шифр разбирая
И смысл узнавая в следах,
Подумай, что доля святая
И лучшая – память в веках.

    Литературовед А.В. Кожинов писал о поэтическом творчестве Льва Гумилева: “...Несколько опубликованных стихотворений в последние годы его не уступают по своей художественной силе поэзии его прославленных родителей". С этим утверждением нельзя не согласиться. Свою человеческую миссию («святую долю») Лев Гумилев тоже выполнил: его книги сейчас выходят массовыми тиражами, его именем назван Казахский университет в Астане, ему ставят памятники, его цитируют.


Рецензии