Левиафан реж. Андрей Звягинцев, драма, 2014
Этот фильм озадачил всех: жюри международных кинофестивалей, патриотов и недоброжелателей России, православную общественность, министерство культуры и даже самих киноактеров, играющих в фильме. Фильм - притча, повествующий о судьбе автослесаря Николая Сергеева (игра Алексея Серебрякова потрясающа), живущего в прибрежном городке на берегу Баренцева моря. Местной власти в лице мэра приглянулось место, на котором стоит дом Николая и она через суд (состоящий в сговоре с мэром) добивается принудительного выкупа места за символические деньги. Внешняя линия сюжета повествует о противостоянии маленького человека и власти (Левиафана - это библейское подводное чудовище, которое упоминается в книге Иова). Но сюжет не исчерпывается этой внешней линией - в нем есть много различных плоскостей зрения: государственная, социальная, психологическая, философская, религиозная, клерикальная. Фильм снят в первую очередь о нас (хотя это фильм - гротеск, а не портрет) и для нас (людей, причастных к русской или даже точнее российской культуре) - как бы не хотели отгородиться от него некоторые представители православно - патриотических кругов. Конечно, такой фильм льет даже слишком много воды на мельницу недоброжелателей России. Но знание своих недостатков приносит гораздо больше пользы их носителю, а не его врагам... Министр культуры был поставлен в сложное положение после присуждения фильму "Золотого Глобуса" в Каннах: "Фильм талантливый, но он мне не понравился..." - А как еще российскому министру можно официально сказать, что фильм (в котором много ненормативной лексики, алкоголя, и неприглядных сторон официальных структур) его зацепил? Российский Левиафан простирается гораздо дальше власти и богатства - он живет внутри нас, но кто отважится заглянуть внутрь себя так глубоко?.
Рецензии