О сходстве симфонии и математики в сфере идеальног

На днях Андрей Серг.Кончаловский был в программе Сати Спиваковой «Нескушная классика», где высказался о сходстве симфонии и математики. Развивая немного эту мысль со стороны математики, хотелось бы выразить удивление насколько это сравнение глубоко, и впереди идёт как раз музыка. Симфония развивает свою основную тему, повторяя музыкальную фразу всё более полно, всё более развёрнуто, вовлекая множество инструментов, делая акценты где-то, но в результате изначальная фраза оказывается обёрнутой в ни с чем не сравнимое одеяло струнных и другие одеяла тоже ни с чем не сравнимые. В результате рождается устойчивое музыкальное высказывание.
Глядя на это всё из математических пейзажей, мы можем заметить, что это соответствует отношению частичного порядка. Именно оно порождает вложенные структуры, богатство возможностей, траекторий. Вот скажем отношение эквивалентности порождает классы эквивалентности как, например, два никак не связанные отделения концерта : в одном джаз, в другом рэп или музыка барокко. Ясно, такое отношение являет устойчивость стуктур совсем в другом смысле. Есть ещё и отношения линейного (полного) порядка, но это тоже совсем другое сходство в музыке, тоже малопродуктивое, так как устанавливает иерархию. Зачем нам иерархия? Плохое мы и так не слушаем и не смотрим.

Вложенные структуры пульсируют, изменяются, но остаются вложенными, сохраняя силу, мощь воздействия часто только касанием тихого звука словно концами лепестков. Как бы ни трепетал листочек, он не отрывается от основы.


Рецензии