201. Прямые вопросы

 Есть вещи, в отношении которых прямые вопросы - бесполезны, бессмысленны или даже опасны. Человек, который подходит ко мне как к физику и спрашивает: "Ну - ка, скажи мне что такое ВРЕМЯ?" скорее всего не понимает сам ни своего вопроса, ни ответа - каков бы он ни был, ни возможностей физики. В такой ситуации лучше всего признаться в своем незнании (тем более, что это будет правдой): это обезоруживает и немного приводит в чувство. Я так и делаю. Это не значит, что я совсем ничего не знаю о времени и ничего не мог бы о нем сказать: история человечества - это поиски ответа и на этот вопрос. Но человека интересовали ведь не поиски, а ответ в духе пунктов задания из ЕГЭ типа А. Я могу рассказать красивую историю попыток постижения времени, но это ведь не будет ответом на поставленный столь прямолинейно вопрос. Мышление в духе ЕГЭ не допускает отсутствия однозначных ответов на некоторые вопросы или наличия нескольких исключающих, но одновременно правильных ответов, или уточнений вопроса путем замены, к примеру, "Что?" на "Кто?", или принципиальной неполноты языка для адекватного ответа, или ответа в форме процесса, или ответа без правильного вопроса, или существования невыразимых истин, или ложности любого ответа и т.д. Все эти тонкости передаются простым спасительным словосочетанием" "Я не знаю!", которое в данном случае вполне правдиво, но при этом означает не совсем то, что оно означает...


Рецензии