Баядерка

Балет Баядерка - в нем форма и смысл,
Пяти композиторов музыку слышим.
В нем семь хореографов стиль свой вложили,
Но Мариус с Людвигом главными были.
Мариус Петипа. Балетмейстер, педагог,
Для балетного искусства Петипа есть просто бог.
Людвиг Минкус, композитор, писал музыку  к балетам
И наибольшая известность в Баядерке. Шедевр это.
Музыка здесь исключительно балетная,
Музыка-подсказка, музыка-суфлер, музыка сюжетная:
Громкими аккордами обозначаются жесты,
Ведь в балетах пантомимы, разговоров вместо.
Не зная азбуку пантомимы , трудно понять балета суть,
Азбука пантомимы позволяет глубоко на балет взглянуть
Пантомимы - это мимика, эмоции, жесты,
Это важные и необходимые в балетах вещи.
Два пальца вверх клятву означает человека,
Рука к сердцу означает любовь навеки.
Подобных жестов очень много
И балетные артисты знать должны их строго.
Но главное, конечно, балет нужно чувствовать
И следя за эмоциями артиста понять его чувства.
Все это расскажет нам о линии сюжета,
И тогда балет нам предстанет в правильном цвете.
Четко акцентированные такты - это танцора ритм,
Для этого Минкус использует такой алгоритм.
Баядерка мелодичное и танцевальное произведение,
Позволяющее осуществить все балетные движения.
В “Тени” композитор проявил свой  лирический дар.
Создав особый напев чем фактически блюз предугадал.
Баядерка - долгожитель среди всех балетов,
Он скорее молодеет, жизнь его не спета.
Танцевальным языком нам дана история
О трагической любви танцовщицы с воином.
Он виноват, он от другой не отказался,
Поэтому он в царстве теней оказался.
Лишь там соединился с той, которую любил,
У ног ее он плакал и прощения просил.
И танцовщица-тень конечно воина прощает,
Ведь в царстве теней все всегда бывает.
Те, кто разрушил при их жизни сильную любовь,
Все под развалинами замка в мир ушли иной.
Тема "теней" в Баядерке появилась не случайно.
Похожий дал сюжет балет “Сульфида” изначально.
Сульфида был поставлен хореографом Тальони,
Где девушка Сульфида-тень к любви парня склОнит,
Но злая ведьма парню злой даёт совет,
Шарфом накрыть Сульфиду. Все. Трагический ответ:
Её крылья отпадают. Тень-девушка внезапно умирает.
Сульфиду-тень подруги забирают. А юноша? Он все теряет.
Но ближе был сюжет балета “Тень” Тальони,
На смерть соперницей невеста обречённа.
Она вернется в мир людей, но ее тень лишь видно
И под развалинами замка обидчики погибнут.
Такая схожесть нам видна, но только в содержании,
Хореография же Баядерки - искусства дарование:
Становится понятен смысл картины “Тени”
Ее содержание и форма необыкновенны.
Они вызывают эстетическое впечатление
И содержательное художественное значение.
Теперь у зрителя сложилось мнение :
Солор - убийца Никии, без сомнения.
Появилась Баядерка полтораста лет назад
Зрители в балет влюбились, и успех балету взят.
Худеков Сергей в либретто драму взял из Индии,
Драма Шакунтала это. И любовь мы видим в ней.
Автор драмы Калидаса, в IV веке жил, писал,
В ней тяжелую любовь Калидаса описал
Второй источник есть баллада, ее Гете написал,
В ней Бог и баядерка рядом и автор так ее назвал.
И в “Бог и баядерка” опять тяжелая любовь.
В балладе Бог взят за основу, спас баядерку, взял с собой.
В обоих из источников конец все же счастливый,
Никто не погибает, такой конец красивый.

Опишем действующих лиц балета,
И в основном лишь имена отметим:
Баядерка НикИя, храмовая танцовщица.
Солор, знатный кшатрия, воин он, защитник.
Раджа,  звать его  Дугманта, он есть князь индийский,
Гамзатти, дочь его, красавица девица.
Великий брамин, Жрец Верховный
(Нарушал Бога завет. Видим мы бесспорно).
Магдавая, он факир, он чудесник, дрессировщик,
Толорагва друг Солора, воин и охотник.
Айя девушка - служанка и невольница Раджи,
Спасла дочь раджи Гамзатти, подарила жизнь.
Еще охотники здесь, воины, факиры,
Слуги князя Дугманта и музыканты были.

Действие первое и первая картина.
Праздник огня. Лес священный виден:
Налево пруд - вода для омовений,
А в глубине вершины Гималая в белом.
Вдалеке виден алый костер
Одержимые дервиши прыгают через него
Солор, богатый кшатрия, он воин знаменитый,
Ведет охотников, чтоб тигра взять убитым,
Но отстает от них, чтоб приказать факиру
Остаться здесь и встретиться с Никией,
Она как баядерка в храме проживает,
Сказать ей нужно - “Солор встретиться желает”.
Факир Магдавая - “Приказ исполню”.
Солор уходит, с друзьями быть он должен.
Великий брамин появляется из храма,
За ним и вся команда показалась:
Индийские священники, идут с шнурами
На голове, чтоб их достоинство все узнавали.
И, наконец, мы видим, что выходят баядерки,
Их в храмах жизнь всегда была и это достоверно.
Жилье ухожено там, где живут
И учатся у браминов. Им выгодно жить тут.
Праздновать пришли факиры, фадины и джоги,
Это все странствующие проповедники от бога.
Тут чаще появляются духовные лица,
Приходят все сюда чтоб в праздник веселиться.
Великий брамин Никию дал приказ позвать,
Она должна духовный  праздник украшать.
Кающиеся играют жезлами, огнями,
Другие машут саблями, ножами.
У многих в руках факелы горят
И все танцуют здесь, на празднике огня.
Наконец в дверях является Никия,
Ее приветствуют аплодисменты , крики
Великий брамин сразу к ней идет,
Приказ учавствовать ей в танцах отдает.
Такая танцовщица как НикИя,
Всеобщую сумеет вызвать эйфорию.
Медленно со ступенек Никия сходит
И начинает танцевать, чем всех она заводит.
Слышны звуки турти-волынки и гитары вИны,
Что имели в древности индийские общины,
Никия танцует танец D’jempe,
Который танцует в нарастающем темпе.
Великий брамин к ней подходит
Говорит что любит, глаз с нее не сводит,
Обещает сделать ее главной в храме.
Никия говорит - “ Ты забыл о своем сане,
 Ведь ты давал обет безбрачия.
Я тебя не люблю и никогда не будет иначе”.
Она отталкивает его - “Запомни это впредь”
-А! восклицает брамин - “ Ты будешь жалеть”
К другим баядеркам Никия уходит,
Приносят танцующим всем они воду.
Ту что в священном пруду набирают,
Танцоры довольны, танцевать продолжают.
Факир Магдавая в экстазе танцует,
А также себя фанатично бичует.
Никия напиться факиру дает,
А он ей: “Поблизости Солор, к тебе он прийдет”
“Пусть он дождется конца торжества,
Я  буду в храме ждать у окна,
Пускай он три раза в окно постучит,
Я выйду к нему, ты ж вокруг присмотри”
“Хорошо, понимаю. говори очень тихо,
Тут много людей и нас могут услышать”
Факир принимается снова за пляску,
Никия уходит, в душе ее счастье.
Праздник закончился. Танцоры ушли
Месяц на небе, окна темны.
Факир и Солор к храму идут,
Вот и Никии окно, она тут.
Солор садится на камни у окон,
В ожидании встречи он сильно растроган.
В окне у Никии видно мерцание.
Никия играет на вИне. Гитары звучание.
Солор три раза стучит и окно открывается,
И в нем Никия с гитарой, она улыбается,
Она счастлива, она с любимым встречается.
Солор помогает Никии спуститься на землю,
Она в объятьях Солора, их любовь безмерна.
-Нам надо вместе уехать, - Солор предлагает.
-Поклянись, что я твоя навеки - Никия отвечает.
-Клянусь тебе, Брама и Вишну свидетели будут
Я с тобой навсегда, я никогда тебя не забуду.
-Помни свою клятву, иначе быть несчастью ,
-Я верю тебе, не место беспочвенной боязни.
Из храма показывается Великий брамин,
Увидев всё, с жаждой мести уходит храма хозяин.
Начался рассвет, Никия в храм уходит.
Вот силуэт ее в окне и Солор глаз с него не сводит,
Из храма баядерки уходят за водой,
Охотники приходят, закончен с тигром бой.
В дверях храма брамин Великий,
Он клянётся отомстить, всех богов кличет.

Картина вторая
Раджа во дворце,
Желает он дочку отдать под венец.
Он ей объявляет, что муж будет Солор.
Гамзатти довольна, ей нравится воин.
Солор приходит и вдруг узнает.
Что свадьба его и Гамзатти грядет.
Пытается Солор процесс отклонить,
Он любит Никию, не может забыть.
Гамзатти ж своей красотой поражает
Раджа: “Чрез три дня свадьбе быть”, объявляет.”
Но Солор не может поспорить с Раджой,
Прийдется стать мужем красотки такой.
К Радже вдруг приходит брамин Великий,
С Раджой говорить он хочет без лиц всех
О Солоре князь узнает, о Никие
И требует он, чтоб ее умертвили.
Но брамин Великий ему говорит:
“Бог Вишну накажет.Нельзя умертвить.
За баядерками Бог Вишну следит,
Он их охраняет. Нельзя их губить”.
Раджа непреклонен, в корзину цветов
Змею ядовитую спрятать готов.
И эту корзину Никие вручить,
В конце ее танца и так погубить:
Змея непременно укусит Никию,
Раджа ж не виновен, змея погубила.
Всю эту сцену Гамзатти узнала,
Она за колонной в то время стояла.
Велела позвать баядерку скорей,
Никия пришла и стоит рядом с ней.
Гамзатти Никию на свадьбу позвала
И просит ее, чтоб она станцевала.
Никия польстившись согласна прийти,
Не знает Никия, что ждет впереди.
Гамзатти портрет жениха показала,
Никия в нем Солора сразу узнала.
Гамзатти: “Возьми драгоценности, только уйди”
Никия: “Твои драгоценности мне не нужны”
Спор захлестнул двух соперниц все больше,
Соперницы в ярости. Нельзя спорить дольше.
Никия с кинжалом летит на Гамзатти,
Прислужница рядом. Опасности сняты.
Никия в слезах, она  их вытирает,
Ярость стихает. Она убегает.

Действие второе. Третья картина.
Божественный праздник отмечает община.
В честь Бадринатха божества на Гималаях,
Где проявился сам Бог Вишну. Все знают,
Что он остается там в виде божества.
Приходит время предсвадебного торжества.
Никия танцуя направляется к Солору и Гамзатти.
Покрывало сбрасывает. Оно некстати.
Раскачиваясь она на Солора глядит
Танец в минорном тоне. В нем презрение звучит.
Солор отвернулся к Гамзатти. Никия решает убежать,
Айя дала корзину цветов, как бы  от Солора. Их надо взять.
Тональность танца Никии стала более мажорной
Темп нарастал. Никия в надежде. Это бесспорно.
Прижимая корзину она стремительно вращается в арабеске,
Пока не остановилась умиротворенная своим действом.
Прижимая цветы к груди, Никия их тут же уронила,
Змея. Неужели Солор? Ведь она его безумно любила.
Великий Брамин протянул Никие противоядие,
Дрожь рук ее впечатляет: в ее руках исчадие
Она с презрением бросает пузырек,
Как будто Солору - предателю ее плевок.
Тело Никии, втянувшись в струну,
Взмывает ввысь, затем резко согнув
Чуть ли не распластывается по парапету;
Вертикаль и горизонталь пересекаются. Крест это.
Танец отчаяния, мольбы. И в конце огненная тарантелла.
В конце Никия танец безумия запечатлела.
Прижав руку к сердцу Никия выпрямилась и упала.
Она победила возлюбленного. Она его наказала.
И в тоже время рука к сердцу - это любовь вечная,
Пусть предатель знает - ее любовь бесконечная.

Действие третье. Четвертая картина.
Солор в трансе. Он понимает - он убил Никию
Приходит Гамзатти. Она его упрекает.
Он ее руку берет. Тень на стене возникает.
Со слезами тень-Никия смотрит на него,
Солор умоляет Гамзатти оставить его одного.
Он один, бросается к стене. Тень исчезает.
Клятву, данную Никие, он неожиданно вспоминает.
Он падает и погружается в мир сновидений,
Здесь много теней и Никия тут. Он в царстве теней.
Среди прочих теней к Солору являлась тень-Никия,
Напоминала о клятве ему, о любви говорила.
Действие танца казалось на время прекращалось,
Чувства и лирические настроения появлялись.
Танец сливался в одно целое с музыкой,
Выражая эмоциональное состояние героев грустное.
Такое состояние и однообразные декорации проявили,
На фоне тусклого неба скалы громоздились.
При этом мрачная и гнетущая атмосфера отразилась
И над сценой как бы из воздуха тени появились
Тридцать две белые тени в повторяющейся арабеске,
Спускающихся, заполняя свое на сцене место.
Создалось впечатление у зрителя, что это облака
Это одно из гениальных достижений М. Петипа.
Звучит светло-грустная тема менее трагическая,
На фоне спокойного напева оптимистического
Начинается танец солисток из трех вариаций.
И танец Никии виртуозный й страстный.
Тень Никии лишена всякой реальности,
Она олицетворяет переживания Солора ясно нам.
Они вызваны укорами совести, тоской о Никие.
Лицо танцовщицы бесстрастно. Чувств никаких.
Танец основан на прямых и четких линиях
И стремительных вращательных движениях.
Тень Никии вставала между Солором и невестой,
Внося трагику в праздник свадьбы очень уместно.

Комната Солора. Он внезапно проснулся.
Ему кажется с ним Никия. Он полностью очнулся.
Приготовление к свадьбе закончено. Сбор во дворце.
Солор идет во дворец с видимой грустью на лице.
Солор пришел. Раджа объявил начало праздника.
Во время танцев тень-Никия преследует Солора,
Она напоминает ему его клятве и о подлом сговоре.
Невесте дарят корзину цветов, точно такую как Никие
Гамзатти сильно перепуганная отталкивает эту корзину
Вдруг перед ней показывается тень и призрак баядерки
Дочь раджи бежит к отцу. Вокруг нее все померкло.
Она бросается в объятья отца, свадьбу  начать умоляет.
Раджа приказывает начать обряд и его начинают.
Великий Брамин берет за руки жениха и невесту.
Небо мрачнеет, гремит гром, идет дождь, молния блещет.
Когда же Великий брамин хочет соединить руки молодых.
Раздаются раскаты грома и землетрясение после них.
Молния разрушает залу так, что не видно даже контур.
Есть убитые: раджа с дочкой, Великий брамин, Солор.
Погибли все, кто баядерку Никию обидел.
Бог Вишну наказал их, когда подлость их увидел.

Апофеоз.
Природа успокоилась но идет дождь,
Сквозь него видны Гималая вершины
В воздухе скользит торжествующая тень-Никия,
Она нежно глядит на своего Солора,
Который помещается у ног ее


Рецензии