К. Дебюсси. Этюды
Что ж, Черни… набежал внезапный ветер
На упражненья чистые твои.
Пять нот, как пять колонн, одни на свете.
И улетели птицы соловьи.
Но, ветер мой любимый, ты гоняешь
Наплывы туч, и ты непобедим!
Развей мою тоску, меня ты знаешь,
Разветри всю усталость, словно дым!
2. Терции
Извечное вдвоём чередованье,
Влюблённые, вот ваша цифра два:
Один лишь миг блаженства – и страданье,
И мир весь этот – лука тетива.
Попасть, убить, пленить, и поражающе
(зачем? когда закончится борьба?)
Огонь летит в стреле, неся пожарище,
Свободный превращается в раба.
3. Кварты
Но терция – всего лишь жизни специя.
А кварты… что же лучше может быть?
На чистой кварте выстроена Греция,
Которую вовек не победить.
Моя Эллада, милая и белая,
Луч солнца на хитоне золотой.
Душа к тебе взывает помертвелая,
А ты ей говоришь: «Всё сон пустой».
4. Сексты
А шесть – не три, здесь весь Шопен любимый
И жизнь, как неизбежная Печаль.
И путь её в одном непобедимый –
Не видно Неба, а земного жаль.
Но там, где жалость – счастье состраданья
И жало – слёзы в сердце растопить
И выплакать на радости рыданья,
Как дождь на землю, чтобы дальше быть.
26 июня 2023
5. Октавы
Стояли на земле – Титаны! Великаны!
Руками доставали до небес!
Мололи, словно мельницы. Как странны
Земные великаны без чудес…
Зерна не всыпали, а Ветер вынул душу
И лопасти, играя, раскачал.
И Дон Кихот смеётся: – Выдь на сушу,
Корабль воздушный, и руби с плеча!
Но сам смешон и жалок, бедный критик
И клирик церкви духа неземной.
Идёт дорогой Римлянин-политик,
И Сказочник – иною стороной.
27 июня 2023
6. Восемь пальцев
Так четверица, превратив себя,
В фонтаны нот, избрала удвоенье.
Они не обещают, но, любя,
Сцепились и несут одно струенье.
Да, это пара, пара четвериц,
Земных и строящих, они друг другу звенья.
И всё ничтожное – под их напором ниц,
Для деланья избравших удвоенье.
Так задан темп тем верным из пяти.
Хорош завод, стремиться научились.
Не скажешь им «вы еле и почти»,
Когда так верно вместе устремились.
7. Хроматические ступени
А это осы, осы мировые,
И феи лёгкие, и трепет мировой,
И ветерки, эолы полевые –
Почти что трель поток струит живой.
Как хорошо! Здесь вечное трепещет.
Стабильна Вечность? Нет, она жива:
Неуловимо-тонко дышит-плещет...
Сильфиды, духи, звуки и слова.
28 июня 2023
8. Орнаментика
И ты, как чудо лёгкое, прими
Тяжёлый путь темнеющей Гекаты,
Поющей вечереющие канты,
Слагающей же две опять к восьми.
Берущей бег летящих четвериц
(исполненное славно зачерпнули),
Звенящих солнцем радостным в июле,
Полётом молодых и вольных птиц.
А им с Большого Неба – украшенья,
Как позолота солнца на крыла.
Всё сделала Природа, что могла,
А Дух Небесный завершил свершенье.
30 июня 2023
8 – 9. Орнаментика – повторяющиеся ноты
Как гребнем золотым орнаментально
Проведено по влажным волосам –
Отвлечь её хотя б на полчаса
И унести в тот мир, где идеально.
Ундина милая, в последнем из миров
Ты обретёшь яснеющие дали.
Ах, выстроились струны, ожидали
Прикосновений звучных и даров.
Что ж, мир, ты репетируешь опять,
Настойчиво задерживая, каплешь?
В историю земную скоро канешь –
Читать её, учить, не забывать.
2 июня 2023
10. Противоположение звучностей
Как две вселенных страшно далеки!
Холмов сияющих лишь всплески-отголоски –
Неуловимые в небесном мотыльки…
Вселенные несли каменья, доски
И строили один огромный храм,
И было МЫ прекрасным и вселенским…
Но третья сила молвила «пора»,
Разрушив - всё - одним коварством женским.
4 июня 2023
11. Арпеджио
Замок высок, и прозрачна эолова арфа,
Ей Королева внимает в своём полусне.
Роза цветёт, юный рыцарь читает Плутарха,
Дальней планеты орбита в открытом окне.
7 июня 2023
12. Аккорды
Потуги слабые, скачки,
А не аккорды, не созвучья.
Как будто скрылись маяки,
Налипла в небе мгла паучья.
Что строить? Где? На временах
Лежит немыслия проклятье,
Идёт зловонная война,
Принцесса не снимает платье –
Из шерсти вретище и льна.
Но знаю я что показать
ей следует – другим и дальним.
Вода струится льдом хрустальным,
её пришла расколдовать,
расшевелить, чтоб обратимо
потоком в небо потекла,
чтоб Радость вновь была любима
и Бога на Земле нашла.
Не бога-небо, бога-друга,
но Бога-душу и себя,
одно вращенье небокруга –
и вечно жить, всегда любя –
в одном, одним,
и нет иного,
иные – спутники планет,
вокруг же солнца неземного
напрасной ненависти нет.
11 июня 2023
______________________________________
Наверное, нужно объяснить моим читателям немузыкантам. Я не изображаю здесь словами музыку, а медитирую на интервалы и даю своё их восприятие.
Интервалы – это словно архетипы музыки. Боги. Вот, например, чистые кварта, квинта и октава были первыми основами, по ним настраивали инструменты. Это совершенный консонанс, то есть согласие всех вибраций звуковых. В квинте я всегда любила пустоту, октава сильна своим удвоением. А кварта со временем стала считаться диссонансом, потому что не даёт будто бы покой. А мне нравится её вечная вверх устремлённость. Кварта – это не только сигнал трубы, начало гимна или воззвания, это сигнал духа: «наверх, наверх!». Так я слышу. И вижу Грецию в квартах Дебюсси, выплывающих под светом утреннего Солнца эфебов, совершенных, как боги, в белых туниках. Белое с золотом и кварта – вот Эллада. Параллельные кварты дают такое чистое, небанальное, медитативное ощущение…
Терции – самый бытовой и благозвучный интервал, многие народные песни – двухголосны в терцию. Поэтому, это словно два влюблённых и сплетённых голоса. В хорошем, романтическом смысле, это тянущиеся друг ко другу души, Франческа и Паоло, Абеляр и Элоиза, Ромео и Джульетта, мифологически – Хлорида и Зефир, любые божественные любовные пары, живущие в единстве гармонии, как, например, индийские. Однако, всё это не для людей. У романтических личностей всегда великая и несчастная любовь, у филистеров обычный брак, когда люди уже просто как родственники. Как писала Цветаева «вместе потели, вместе истлели». Но ведь всё должно быть на этом свете: для романтиков – взлёты, паденья, полёты, икары, творенье; для филистеров – счастье в быту.
Сексты – самый любимый Шопеновский интервал. А Шопену и посвятил Дебюсси свои этюды, как первопроходцу в области живого, художественного этюда, когда упражнение превращается в картинку бытия. Нельзя же в музыке быть только ремесленником, но и Черни, скромному трудолюбивому учителю, была отдана дань признательности. Я сама очень полюбила Черни, когда изучала. Он гениально даёт разработку фортепианной техники, такое у него было призвание. Он любит и жалеет руки пианиста, и ты кланяешься ему за эту любовь. И вот, на его пяти нотах Дебюсси строит первый этюд, куда диссонансом вторгается чужая нота, будто пробует – можно ли, а потом Ветер пассажей. А сексты кажутся мне более возвышенным благозвучием, чем терции. Это словно божественная любовь. Там души-голоса не сплетены, но всё равно в гармонии. Каждый из них на расстоянии от другого, блюдёт свои границы, но гармонирует с другим. Терции и сексты – как земная и небесная любовь. Помните такую картину у Тициана?
Часто – это меланхолический интервал, особенно малая, минорная секста. А печаль ведь – прекрасное чувство. Она всегда светла и чистит душу. Возьмите послушайте Шопеновские этюды, напитайтесь секстами.
И послушайте Дебюсси, я приникаю к нему особенно летом, потому что он так же прост и прекрасен, как Природа.
Основание же всему даёт мне Греция. Помните, чем начинаются Прелюдии Дебюсси? Дельфийские танцовщицы. Чем же заниматься сейчас, во время войны, когда над головою постоянно смерть летает, как не художественным творчеством? Только оно ведёт тебя к Вечности и сохраняет душу живой.
Вот хорошие слова:
"Очень примечательно и еще одно качество этюдов Дебюсси: звонкость и радость в них сравнительно редки. Несмотря на некоторые размашистые фрагменты и бравурные окончания, вся музыка этюдов кажется затянутой густым, сумрачным туманом, сквозь который прорываются то блестки, то лучи света, снова поглощаемые мглой. Несмотря на оживление своего творчества, Дебюсси все же оставался глубоко подавленным событиями войны, сковавшими вдохновения его музы."
Ю. Кремлев
Это дорожка к той Второй тетради Прелюдий Дебюсси, начинающейся с «Туманов». В туманах метафизических хорошо сейчас находиться, там можно просто затеряться. «Ёо-жи-и-к!». А ёжик ходит со свечкой и Баха слушает. Или Дебюсси. А ещё туманы поднимаются из ущелья, над которым сидела Пифия, вслушиваясь во что-то таинственное. К тому же стало понятно окончательно, что богиня этого времени – Непредсказуемость.
В таких циклах, как Этюды, Прелюдии, Прелюдии и фуги Баха – ХТК всегда присутствуют числа 12 и 24. И то, и другое – мистично.
И в греческом алфавите 24 буквы.
Октавы... Почему такой образ барочный возник, странный? Недавно перечитывала поэму Джона Китса "Гиперион" - о том, как титаны переживали своё выпадение из истории мира, выхолащивание своей деятельности. Написано так живо, что очень жаль их. Смена вех истории, когда прежнее должно уйти в тень и небытие, а новое, молодое занять свои позиции, победив и низвергнув бывших властителей - всё это так закономерно по-земному. И земная история всегда состоит из слоёв: новый базируется на предыдущем, стоит у него будто на голове - как октавное удвоение. И как ни стараются древние боги сбросить новых молодых - не могут. Ибо они бессильны. Бесплодные мельницы... Почему же остались без зерна животворного? Этого я не знаю. Просто фантазия такая.
Земные же люди практичные - римляне-политики - не в накладе, им всегда хорошо, ни о чём они не переживают и из всего извлекают выгоду. А сказочники идут отдельной своей дорогой.
Восемь пальцев... Пять и восемь - это, конечно, два священных числа. Числа мне тоже, словно боги, я давно о них всё написала, я их понимаю. Но восемь - это ещё и две четверицы ( влюблённые), они объединились ради какого-то земного Деланья. А сама Четверица ( у Юнга можете почитать) - и есть алхимическое Делание. Это совершенное устойчивое духовное число.
Музыкальная ткань - сама по себе живописна. Так видно на ней всё. Потому я ссылку дала с нотами. Даже не знающие их просто могут смотреть на рисунок и что-то себе представлять.
Лучшие у меня были чувства всегда, когда я всматривалась в музыкальный текст и что-то писала, отпустив свою фантазию летать, как ей заблагорассудится. Поэтому и сейчас утром, едва встав полумёртвая от этих сирен ночью ( да и то спасибо, что проснулась), я приникаю к моему любимому деланию, потому что оно живит душу, даёт такую желанную лёгкость. И хотя в этом я одна четверица, я подключаю и вторую, невидимую и духовную, и вот мы будто вдвоём...
Хотя в этом стихе я написала о духовной паре.
Хорошая была когда-то история об одном древнем китайском художнике, который нарисовал картину, а потом ушёл в неё и растворился. Так и мне хочется - войти в музыкальный текст и раствориться в нём, и так уйти из этого мира.
Хроматические ступени... Здесь сразу вспоминается Второй этюд Шопена. И хроматическая гамма - самая лёгкая и любимая ( не во Втором этюде Шопена, конечно, там он очень усложнил своё "духовное делание") - а вообще. Возможно, восходить по хроматизмам, постепенно, сквозь чёрное и белое, легче. Струиться через хроматизмы легче всегда. Так что хроматические ступени невесомее стабильных диатонических - хороши для духа.
Орнаментика.
До чего я люблю украшения - можно увидеть по моим стихам, посвящённым трелям, группетто. Про морденты и форшлаги, правда, отдельно не написала... да это и так уж совсем специфически-музыкальное. Но кто-то же должен музыку людям доносить в её прекрасных основах. Это всё не просто понятия - диезы, бемоли, мелизмы, интервалы, это целые миры и сущности. Аккорды - самые прекрасные построения...
Что же такое украшение? Это не только продлённая нота ( как необходимо было, к примеру, продлить её на угасающем клавесинном сухом звуке), метафизически для меня - это украшение чьей-то достойной жизни, словно роскошество культуры, избыток. Это награда и радость. Это вдохновение, посылаемое на чей-то труд и волевую жизнь.
Повторяющиеся ноты - это репетиции, такой сугубо фортепианный технический приём. Ему посвящено одно моё стихотворение "Репетиции" - по сонате Скарлатти ре минор. Филигранное исполнение репетиций всегда напоминает дождь. Но у меня почему-то ( может, в связи с событиями нынешнего времени) вызвало не совсем хорошие чувства, потому что история повторяется, не видно никакого прогресса человеческого, только технический. Я не смогла написать отдельное стихотворение, но смогла увязать с предыдущей музыкой, где так и представилась мне Ундина, струны арфы, струны-волосы, как будто кто-то сверху проводит пальцами, соединяя небесное и земное. Так что в повторении я пока ничего духовного или утешительного не вижу.
Да, очень интересно изучать историю, ты видишь, что люди одни и те же, и всё происходит волнообразно. Но ведь мы-то надеялись, что в 21 веке войны уже невозможны, особенно вот такие. Очередное разочарование в разумности человечества, в его вообще человечности. Всё повторилось плохо! Мы сейчас, как романтики, которые разочаровались в эпохе Просвещения. Может быть поэтому так я сейчас тянусь ко всему чувственному и романтическому, к музыке, сказке, истории.
Противоположение звучностей
Тут же возник образ разнесённых в пространстве вселенных-людей, ведь каждый человек - вселенная. Вы услышите в этюде отголоски одной прекрасной прелюдии - "Холмы Анакапри". Дебюсси, как пишет Кремлёв, цитирует часто здесь собственное творчество. А "Холмы Анакапри" и в моём восприятии были сиянием и радостью, в Венке сонетов я о них написала. Это та Италия, что в моём воображении - солнечная, поющая, морская, играющая, свежая - жизнь так и плещет! Это и есть картинка Жизни молодой.
Поэтому мне и показалось, что Дебюсси рассматривает Два Одиночества, два противопоставления звучностей, и вспоминает что-то прекрасное и брызжущее радостью.
Два последних этюда - арпеджио и аккорды. Арпеджио всегда отсылает нас к слову "арфа", и тут же вспоминается и эолова арфа и всё эльфийско-прекрасное, королевское, ведь арфа - аристократический инструмент. У неё древняя история. Пусть пока только картинка... но ведь и человек - прообраз арфа и лиры, струны души его бывают натянуты и перетянуты, или ослаблены - не звучат. Но всегда струнный перебор арпеджио - что-то небесное.
Аккорд - созвучие, договорённость струн, гармония. И я пока не знаю, что написать...
12. Ну вот и написала вечную свою мечту. В Духовных мирах она исполнима. Там есть одно МЫ, состоящее из двух. И никто и ничто этому не мешает. И это не интервал из двух звуков, двух сущностей. Третье связующее - это Дух, Любовь. Третье и образует четвёртое, пятое... и так далее, и аккорд разрастается.
Когда я дошла до последнего этюда, я ожидала увидеть стройные гармоничные аккорды, а увидела хоть и сложные технически, но какие-то нелепые скачки.
Но, может быть, такова наша земная жизнь - в поисках небесной. Пришлось написать стих от противного. Как будто Радха ( Радость)погрузила свою руку в воду и обратила её вспять. Иногда нужно и от обратного жить. Но истинное всегда вернётся на круги своя.
Ссылка на музыку:
https://www.youtube.com/watch?v=R9jplvJu-aM&t=560s
Свидетельство о публикации №123062606016