199. Слабое звено
Самое слабое звено в процессе обучения кого - либо чему - либо заключается в принципиальной ограниченности обучающего, независимой от степени знания или незнания обучаемого. Даже поверхностное знакомство с историей человеческих знаний делает процесс обучения весьма сомнительным и условным, причем чем увереннее преподаются знания и чем многозначительнее делаются утверждения, тем более сомнительным становится процесс. Ведь завтра все самые современные учебники и модные идеи могут отправиться на свалку, а потомкам останется лишь констатировать нашу ограниченность, что впрочем тоже может стать поводом для новой констатации ограниченности следующих потомков и т.д. Все это лично для меня означает одно: если в процессе обучения и есть какой - то реальный смысл, то он заключается не столько в тех конкретных знаниях, которые преподаватель дает ученику, а в чем - то другом что происходит между слов и между строчек на доске. Трудно сказать конкретно, что это: может быть, - это отношение к своей профессии, может - отношение к ученикам, может - вкус, может - стиль рассуждений, может - философские принципы, которые иногда прорываются через стандартные объяснения, может - сарказм и юмор, или еще что - то - трудно сказать... Как бы то ни было, процесс передачи знаний сопровождается передачей каких то паттернов личности преподавателя - положительных или отрицательных, симпатичных или антипатичных - это второй вопрос... Но именно это "сопутствующее обстоятельство" делает процесс преподавания осмысленным в некотором абсолютном смысле, который не зависит от того, какая судьба уготована передаваемым знаниям завтра...
Рецензии