Как выживать, когда лекарств не будет Гл. 7

ГЛАВА ГЛАВА 7
Как нужно дышать и кашлять, чтобы заболеть

   (Глава 1 Начало книги http://stihi.ru/2023/06/22/2729)

   Чтобы откашлять мокроту, мы глубоко вдыхаем, напрягаем межреберные мышцы и мышцы живота, перекрываем выход воздуху, резко повышаем давление на лёгкие и в легких и быстро открываем выход из дыхательных путей. Возникает аэродинамический удар, который способен освободить бронхи от скопившейся слизи или небольшой величины инородного тела, попавшего в них или в верхние дыхательные пути. И это хорошо.
Хорошо, когда не требуется кашлевой толчок травмирующей силы. Польза бывает при продуктивных процессах, когда мокрота легко отходит. В таких случаях достаточно небольшого покашливания. Но увлекаться даже продуктивным кашлем нельзя, чтобы не вызвать вымывание СО2 из лёгких и крови. Покашляли немного? Немного повремените.
    Накопите углекислоту и через 10 минут откашляйтесь снова.  Но не чаще и по чуть-чуть.
А что происходит при «сухом» кашле? Мы не достигаем эффекта отхаркивания, но только ухудшаем состояние в лёгких, сердце, мозге и сосудах, а вместе с ними и всех остальных органах и тканях. 
     Во-первых, мы «утрамбовываем» в бронхах то, что должно быть извлечено, во-вторых, мы травмируем самые мелкие бронхи и альвеолы, которые не имеют собственного скелета и перерастягиваются. Это вызывает раздражение нервных окончаний и усиливает кашель. Возникает порочный круг, который приводит к формированию соответствующего статуса у астматиков.
     Плюс проблемы с углекислотой: углублённое и частое дыхания вымывает СО2 из альвеол, после чего кислород перестает отщепляться от эритроцитов и удушье усиливается. Усиливается паника, усиливается вентиляция легких, вновь усиливается вымывание СО2 из альвеол. Все повторяется, но с нарастанием патологии. Гипоксия клеток мозга приводит к повышению их возбудимости, возбуждается дыхательный и сосудодвигательный центры, учащается сокращение сердца и дыхание, вновь усиливается вымывание СО2 из альвеол, утяжеляется порочный круг. У людей солидного возраста появляется головокружение, перебои в сердечной деятельности (экстрасистолия, мерцательная аритмия) которые способны остановить сердце и привести человека к гибели.
      Возникает гипервентиляционный синдром: это немотивированная одышка, повышающая тревожность больного и вызывающая дыхательный дискомфорт. Это состояние приводит к серьезным последствиям.
 Главными из них являются три:
1.Нарушается обмен веществ и энергии.
2.Возникает спазм гладкой мускулатуры (в том числе и конечных бронхиол –   места, где «живёт» астма).
3.Снижается порог возбудимости нейронов.
Если человек дышит неправильно по причине того, что ведет малоподвижный образ жизни и (или) часто впадает в состояние стрессов – он фактически постоянно живет в условиях гипервентиляционного синдрома.
Здесь полезно привести рассуждения доктора Щинова А.И., кандидата медицинских наук, инфекциониста, врача высшей категории.
Он опирается на труды выдающегося отечественного врача и физиолога Константина Павловича Бутейко, который разработал уникальную дыхательную гимнастику для больных бронхиальной астмой. С ее помощью Бутейко сам излечил себя от этого заболевания, а предложенные им упражнения с успехом используются многими пациентами по нынешний день.
Щинов А.И. выстроил обоснование прямой зависимости между неправильным дыханием и развитием серьезнейших клинических патологий. 

Картина следующая.

В результате падения концентрации СО2 в альвеолах возникает ответная реакция --  попытка организма сохранить Со2 в тканях, которая сама по себе не безвредна и, в случае длительного своего действия, приводит к патологии.

Развитие болезней
1.  Нарушение обмена веществ
(синтеза белков, жиров, углеводов из-за:
Замедления кровотока
Уплотнения мембраны сосудов холестерином (для ограничения выхода СО2 из тканей)

   В результате развиваются:
Вегетососудистая дистония
Атеросклероз
Нарушение мозгового кровообращения
Коронарный синдром
Варикозное расширение вен

  Удержать СО2 в тканях организм может еще одним способом:
2. Вызвать  спазм гладкой мускулатуры -
В Бронхиолах (мелких бронхах)
В Артериолах (мелких артериях)
В стенках внутренних органов
(печени, поджелудочной железе, почках, кишечнике)
   Так начинаются болезни:

3.Бронхиальная астма,
Гипертоническая болезнь,
Нарушение всех, в том числе и иммунной (падение иммунитета в организме) функций печени
Болезни поджелудочной железы (диабет и панкреатиты)
Болезни почек
Вся патология желудочно-кишечного тракта.
 



   Есть еще и нервные механизмы. Нервная ткань не "резиновая". Она не может работать с повышением нагрузок бесконечно. Возникает механизм защиты от перегрузок - .
  Снижение возбудимости нейронов вызывает:
Эмоциональная неустойчивость
Повышение активности дыхательного центра
Одышка, которая усиливает вентиляцию легких и все повторяется по кругу, только с утяжелением состояния

  "Доктора" говорят нам, что проблема с зарастанием стенок сосудов холестерином, приводящих к формированию системных патологий, связана с неправильным питанием!!! Заставляют нас верить в то, что мы поедаем холестерина больше, чем требуется. И именно этот факт приводит к нарушению обмена веществ во всех органах, вызывая формирование выше описанных патологий.
  Но это же не правда. Сами доктора в других случаях, ссылаясь на
достоверные результаты многочисленных исследований,  подтверждают, что только 15 % холестерина, складывающегося в стенках сосудов зависят от состава пищи, то есть от избытка в ней холестерин содержащих продуктов, а 85% образуется в ходе патологии обмена веществ.
  И ни один специалист не хочет нам сказать, правду о том, откуда же и почему вдруг начинает образовываться еще 85% холестерина, цементирующего, то есть, портящего сосуды во всем организме! НИКТО не объяснять, что избытки холестерина ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО создаются организмом в ответ на хроническую гипоксию, вызванную потерей тканями и кровью углекислого газа!
   Эта ложная (или лживая?) предпосылка подразумевает и "простой" (но такой же ложный или лживый) подход к лечению - нам рекомендуют снизить холестерин диетами и (или) химически разрушать холестерин.
  Но, разве это устранит причину проблемы?
Организм вопит:"нужно закупоривать стенки сосудов, чтобы сохранять углекислоту в тканях и крови, иначе кислородное голодание угробит большинство органов",  а умники доктора говорят"ты не прав, вот поубавим холестерин и будет нам счастье! "
   Это безумие  приводит к формированию и усилению патологий, их хронизации и инвалидизации людей. Возникают мифы о "кошмарно тяжелых патологиях, не поддающихся лечению", "вызовах времени" и прочих глупостях, которые, к сожалению, печально и довольно быстро заканчиваются для многих миллионов оболваненных людей.
   Людей с патологиями становится все больше. Собственно пропорционально доходам фармы.
 
  Даже короткие психологические проблемы у относительно здоровых молодых людей могут вызвать серьезное нарушение здоровья.
    Если человек напуган, впал в истерику, то может "раскачать" порочный круг и реально себя убить, вызвав резкую кислородную недостаточность важнейших органов, в том числе возникают инфаркт сердца и инсульт. Это психосоматические проблемы.
    Доказательство истинности этого утверждения легко найти в жизни.
Давно и многократно проверен психологический феномен – человек чувствует сильные боли в области сердца и страх смерти, но стоит появиться врачам бригады скорой помощи, как симптомы исчезают. Человек перестал паниковать – ведь "спасение пришло в его дом". Паника улеглась. Он успокоился. Перестал «гипервентилировать» легкие, вымывать углекислый газ. Кислород стал попадать в большем количестве в сердечную мышцу. Боль естественным образом прекратилась.
   Врачи скорой нередко прибегают к простому способу устранения болей - "вдохните поглубже через нос, задержите дыхание, потерпите на вздохе, сколько сможете, теперь довдохните сколько получится, снова потерпите, и выдыхайте медленно. Так же через нос. Проделайте это упражнение дважды, трижды" Но такими методами действуют врачи, которые разбираются в физиологии и не боятся осуждения больных в том числе потому, что заботятся более об их здоровье, чем о желании, чтобы "никто не мог придраться". Если врач хороший клиницист и понимает, что пока еще не наступили необратимые процессы в сердечной мышце, то, применив эту методику, уже через пару минут удается обогатить сердечную мышцу кислородом и снять сильный болевой синдром. Больной с удивлением замечает, что он "жив и будет жить". И этот факт только повышает авторитет врача в его глазах. И, приобретя такой опыт, пациент начинает им пользоваться заблаговременно.
   Понятно, что можно опоздать с этой техникой восстановления и потребуются срочные медикаментозные меры, без которых выжить не удастся, или повреждения и последствия окажутся более серьезными. Сам я и многие сотни знакомых мне людей научились вовремя применять эту методу.
    Другой вариант, когда стресс, в котором пребывает человек, неправильно дышащий, не доводит организм до острых тяжелых состояний, описанных выше, но из года в год мало-помалу подрывает здоровье. Зарабатывается, как минимум, все то, что приводит к хроническим патологиям органов и систем, описанным выше.
   И тот и другой варианты легко понять, проследив причинно-следственные связи. А, казалось бы, чего проще - следи за правильным дыханием, питанием, физическими нагрузками и живи в свое удовольствие на хорошем уровне качества жизни!
    Именно способностью лиц ипохондрического типа впадать в состояния, приводящие к формированию порочных кругов, можно объяснить факт болезненности и неумения сохранять ими здоровье долгие годы. Унылые и капризные – во всем находят они отрицательные мотивации, легко раздражаются по мелочам. И, наоборот, способностью волевым усилием разрушать порочные круги, избегать причины их возникновения, объясняется факт долгожительства людей жизнерадостных, живущих в гармонии с миром и людьми.
     Удивительное дело! Когда мы видим результаты в короткой перспективе, мы учитываем факторы риска, но стоит им растянуться во времени, то человеки буквально глупеют.
  Посмотрите, как пестуют будущих мам, готовя их к родам. Мам, обучают прежде всего, правилам дыхания в родах. Главнейшая задача! И результаты правильного и неправильного дыхания легко лицезреть! Но, почему не применить этот опыт к другим ситуациям? Тут ума нам не хватает. Прежде всего потому, что не хотим научиться прослеживать причинно-следственные отношения в длительной перспективе. А что мешает?
   
    Первое, с чем мне предстояло научиться справляться, – это с паникой, которая часто сопровождает, поддерживает и усиливает одышку и дыхательный дискомфорт. С этого начинал когда-то и мой знакомый теннисист.
    Оказалось, что при возникновении дыхательного дискомфорта, прежде всего, нужно начать дышать медленно, спокойно и не глубоко,(ро  и не поверхностно! ) и самочувствие постепенно улучшается.
Удивительное дело, но я и сейчас, увлекаясь, наступаю на те же «грабли», что и 30 лет назад. Чего только стоит дурная манера проговаривать текст лекций в самом конце выдоха! Часто хочется продолжить мысль, высказаться до ее логического завершения. И это стремление и не желание помнить о возникающей "гипервентиляции на выдохе" имеет конкретную цену – начинается дискомфорт (гипоксия) в сердце и мозге. Причем это состояние развивается довольно быстро именно потому, что дыхание происходит в зоне выдоха. Чтобы речь не прервать после того, как в лёгких воздуха уже не остается, судорожно и коротко вдыхаю и.. Говорю  говорю, пока не чувствую изнеможение. Легкие стали тяжёлыми.
    Дыхание сопровождается дискомфортными, почти болезненными ощущениями. Но, имея опыт, достаточно быстро понимаю, что явилось причиной дискомфорта и делаю перерыв – медленно вдыхаю воздух носом до максимума, задерживаю дыхание на 25-35  секунд и выдыхаю. Пара процедур и дискомфорт проходит.
Кстати, если иногда приходится понервничать, «погонять на эмоциях» и подышать неправильно и получить все радости гипервентиляции, пользуюсь этим методом для восстановления дыхания, пульса и самочувствия вцелом.
 Тут, граждане читатели, важно не увлечься лишнего эмоциями и хорошо, когда детям есть с кем и где образовываться!

  А теперь пара слов про инфарктников» и «инсультников», заработавших себе проблемы по собственной глупости. Если при вас кто-то начинает стенать – «ты меня до инфаркта доведёшь», – подойдите к гражданину и объясните ему: «Товарищ, вы не правы! Никто вас до инфаркта довести не в состоянии потому, что этим процессом можете управлять только вы сами» (Понятно, что мы здесь не про случаи инфарктов и инсультов, возникших по причине закупорки сосудов  инородными  телами - эмболами) говорим.
   Но... продолжим: в зоне выдоха долго дышать чревато еще тем, что объём "выдохнувших" альвеол имеет слишком малые "запасы СО2" и это облегчает его вымывание даже небольшим избытком вентиляции. Вместе со сморщенными (выдохнувшими) альвеолами сморщиваются и окружающие их капилляры. Для проталкивания крови через сжатые капилляры организм (дышать-то хочется) повышает давление в большом и малом кругах кровообращения, перегружает сердце, увеличив частоту и силу сокращений при недостатке кислорода (это обусловливает тяжесть и боль в сердце, боли разного характера в голове). Повышение давления в сосудах увеличивает выход жидкости в ткани. Развиваются отёки, в том числе и межальвеолярных пространств лёгких. Отеки сдавливают капилляры, что требует вновь повысить давление в них.  Так нарастает патология в лёгких.
Повышение давления в сосудах желез внутренней секреции усиливает выработку ими гормонов в объемах, совершенно не полезных организму. И … закружились порочные круги, полетело в «голубую даль» нормальное регулирование эндокринной и нервной системами всех функций. Некоторые железы внутренней секреции при повышении артериального давления автоматически начинают усиленно производить гормоны стресса (еще больше повышающие давление и увеличивающие частоту сокращения сердца), а нейроны (клетки нервной системы), как мы уже ранее отметили, приобретают повышенную возбудимость и усиливают вентиляцию легких, вымывая СО2 и блокируя поступление кислорода в ткани. Все эти явления сопровождаются психологическими состояниями, резко ухудшающими ситуацию – паникой и истерикой.
    Круг замыкается, и разомкнуть его можно только успокоившись и восстановив дыхание правильными методами.  В этой книге автор не ставит цель погружаться в глубины современных знаний о многочисленных механизмах регуляции дыхания, не рассказывается о том, что усиление дыхания происходит за счет хеморецепторов (клеток, определяющих концентрацию веществ и включающих её рефлекторную регуляцию, в том числе О2 и СО2).  Клетки эти расположены в крупнейших артериях, мозге, разветвлении трахеи на главные бронхи. Для понимания картины используется обобщение информации: гипоксия стимулирует повышение давления и отложение в стенках сосудов холестерина, что формирует ряд порочных кругов,  прежде всего усилением гипоксии.
    Однако «умные» доктора, услышав о подобном состоянии, сразу пропишут вам несколько лекарственных препаратов: для снижения давления, для улучшения коронарного и мозгового кровообращения. И, как всегда, начнут лечить следствие, а не причину. Но этим самым они закладывают бомбу замедленного действия!
  Дело в том, что лекарства действительно понижают давление, существенно, но временно улучшая самочувствие. И именно этим вызывают проблемы нервной и эндокринной систем!
   Организм "ничего понять не может". Он старался поднять давление, чтобы улучшить снабжение тканей кислородом, а ему, так сказать, "надавали по рукам"!
    "Хозяин!" – восклицает он, обращаясь к разуму – "чего ты творишь то?!"
И снова пытается поднять давление, так как причина гипоксии (неправильное дыхание) не устранена.
    А хозяин-разум (в разумности которого стоит усомниться) прекрасно знает, что одной таблеткой организм не победишь. «Лупит» курсом химии по собственной физиологии и анатомии. И… побеждает!  Но, как выясняется, организмы некоторых людей пытаются извернуться и не реагируют на прописанные концентрации лекарств. И делается это выработкой ферментов, расщепляющих "лекарства" и снижением пропуска "лекарств" через мембраны клеток. "Умники" называют это "привыканием" к лекарству.
    "Ничего страшного" – говорят добрые доктора, – "поднимем дозу".А когда и эта мера не срабатывает, доктора со свойственным им человеколюбием предлагают использовать "более сильные" лекарства, потому, что "у вас такая тяжёлая (ужасужасужас! ) болезнь и она перешла в следующую стадию".
    Знакомая картина, читатель?
  Борьба с собственной физиологией рано или поздно заканчивается трагедией. Лекарства для организма становятся естественной составляющей обмена веществ и перестают действовать на "упрямый организм" так, как хотели бы доктора. И чем позже человек понимает, что попал в западню и впал в зависимость, тем разрушительней последствия.
   Для восстановления может потребоваться много времени.
Но в нашем случае дела обстоять еще печальней. Ведь мы, надеясь на помощь лекарств, долгое время жили в условиях гипоксии – причины возникающих проблем, а лечили симптомы. В условиях гипоксии развиваются необратимые процессы – фиброзы лёгких и склеротические изменения многих органов (о чем сказано выше).
    Мне же удалось  пренебречь советом ходить "вверх ногами" и научиться, при возникновении проблем газообмена и появления первых симптомов гипоксии органов, перевести дыхание на уровень полувдоха (в отличие от часто практикуемого дыхания на выдохе) и, медленно вдохнув, продолжить спокойно дышать не часто и не глубоко.
     Расправляю спавшиеся альвеолы и капилляры лёгких и начинаю дышать в зоне полувдоха, более ритмично. Если я на занятиях, то ненадолго прерываю речь на знаках препинания. И хотя альвеолы расправляются медленно, так как нужно время, чтобы межальвеолярная жидкость, образовавшаяся благодаря повышению давления в сморщенных легких, постепенно всосалась обратно в кровь, продолжаю этот "нелёгкий труд лёгких". Спустя 3-5 минут достигаю желательного результата: дыхание приобретает лёгкость, и я забываю о дискомфорте.
      Как часто коллеги жалуются на ухудшение самочувствия в конце рабочего дня. Особенно пожилые. Особенно те, кому пневмония стала спутницей жизни. Ни чему-то жизнь не учит! Одна из моих коллег, пробыв на больничном листе почти семь месяцев, взялась читать лекции, да с разбегу подвязалась на целых четыре часа (академических) подряд. Понятное дело – появились жалобы на ухудшение здоровья. Но, раз она мне про это нажаловалась, то нужно посочувствовать. Сочувствую, говорю:
 – " Если не будете правильно дышать, сначала получите одышку, затем пневмонию".
Отвечает, чуть ли не с обидой:
  – " Накаркаешь, типун тебе на язык";
Не удивляюсь услышанному и вспоминаю (молча) анекдот про чудака, пилящего сук, на котором сидит. Ему говорят, что упадет, а он пилит:
– «Отойди, в натуре, не мешай в натуре», сук ломается, он падает и произносит – «колдун в натуре!!».
Так вот! Не только не хочет слушать, но, будучи врачом и позиционируя себя человеком грамотным и образованным, еще и суеверно обвиняет – «Накаркаешь!». Вот и поговорили...
    Ошибки контроля управления дыханием возникают часто. Важно вовремя их «поймать» и исправить. А педагоги увлекаются – говорят, говорят, говорят. Говорят часто и на выдохе. И болеют, болеют, болеют.
   
    Но, уважаемый читатель, вы справедливо можете заметить, что, объяснив неправильным дыханием происхождение у меня и моих коллег гипоксий, нарушений кровообращения и целой кучи порочных кругов, приводящих к тяжелым недугам, я никак не связал эти патологии с бронхитами и пневмониями!
      О, да! Вы совершенно правы! И посему я смиренно приступаю к объяснению.
Воспаления органов и тканей бывают неинфекционной (асептические) и инфекционной природы. Если даже воспаление началось не по причинам заражения тканей микроорганизмами, всё же есть риск присоединения инфекции. Причем эта инфекция совершенно не обязательно должна быть агрессивной. Она даже может быть «местной», до поры до времени, безразлично сосуществовавшей с нашими клетками. «До какой поры?» — спросите вы. До той поры, пока мы не создали для неё благоприятные условия, повредив ткани неправильным дыханием (гипоксией). Кроме того, отеки, вызванные гипертонией в легких (которую организм использует как защиту) препятствуют хорошему дренажу тканей (движению жидкости между клетками). В этих условиях можно забыть о доставке  иммунных клеток в нужное место и в нужное время. Наши "нейтральные" микробы начинают "наглеть" И вызывают воспаления. Они были "паиньками" до поры, пока их контролировали клетки иммунной системы. К примеру, дачные воры активны после проливных дождей - грязь и распутица "непреодолимы" ни для хозяев, ни для полиции (но только не для воров).
   
    Но чтобы дать вам возможность усвоить полученную информацию и не перегружаться новой, отложу дальнейшие разъяснения этого вопроса до следующих глав и продолжу повествование.    
     Поначалу студенты смотрели на мои оздоровительные телодвижения с недоумением. Но после того, как вошли в курс дела, недоумевать перестали.  Для этого я рассказал, что означают паузы по ходу изложения материала лекций и как они нужны для сохранения здоровья. Затем показал, как это делают ведущие телеканалов и передач. Чаще всего показываю фрагмент с участием В. Соловьёва.  Не из тех соображений, что нам интересно содержание его программ, а из тех, что его техника контроля дыхания хорошо заметна. Прошу студентов отметить момент паузы в речи Соловьева и достаточно длительный вдох. (А вдыхает он – носом и делает паузу!) И реплики свои по ходу передачи старается укорачивать, часто передает слово гостям, а сам в это время вдыхает и выдыхает только носом!  Умница! Бережет здоровье!
    Итак, требовательный мой читатель, я выполнил обещание рассказать, как можно заработать болезнь органов дыхания на "ровном месте", и по какой причине мы, молодые преподаватели приобретали острые и хронические патологии, даже если и не инфицировались откровенными врагами лёгких – пневмококками и им подобными недругами. 
    Учитывая то, что большинство лекторов читают материал несколько часов к ряду, они подолгу подвергают себя гипервентиляциям и делают всё, чтобы формировать хронические порочные круги и болезни лёгких и других органов и систем. В том числе страдают (внимание!) системы иммунной защиты организма, в результате чего даже малоопасные микробы могут вызвать серьезные патологии.
     Для сохранения здоровья мне пришлось перестраиваться и изменить стиль преподавания. Достаточно было научиться уходить от монолога и вести диалог и – "Да здравствует здоровье! " –  таким способом избегать формирования порочных кругов. 
   Второй мерой стали частые короткие прогулки по этажам колледжа, на каждом перерыве или во время просмотра студентами видео, не требующего комментариев педагога. В результате я забыл нехорошие вещи – старый стиль преподавания, гипертонию и... бронхиты с пневмониями.





Гл. 8 Хватит болеть!
Или, как часто надо ;включать мозги;   http://stihi.ru/2023/06/27/2680


Начало книги Гл.1   1http://stihi.ru/2023/06/22/2729


Рецензии