Инсайт-моделирование Системно-интуитивный анализ
Для секции РАЕН Ситуационно-интуитивный анализ© (далее СИА)(по классификации РАЕН)
Первоначальное название Системное Моделирование Состояний(СМС)© смотри публикацию от 16.02.22 года http://stihi.ru/2022/02/16/6893
В основе Ситуационно-интуитивного анализа лежит интерпретация элементов рассматриваемой системы с помощью диагностической системы Келлермана-Плутчика, которая легла в основу Индекса жизненного стиля (Life Style Index, LSI), практическое подтверждение которой с 2005 года неизменно проводит в Центре "Мастер" А.В.Зелинский, являющийся автором собственной философской концепции и большинства моделей СИА.
Основные термины СИА.
Запрос – задача для анализа, на основании которой создается модель и проводится процесс моделирования.
Решение – получение ясности о ситуации в процессе исследования.
Модель – инструмент для проявления не проявленного, совокупность элементов, объединенных логикой поиска решения в конкретном запросе.
Элемент – то, из чего строится модель. Элемент может быть описан как объект, как состояние и как связь. В зависимости от описания мы получим разные грани информации.
Состояние – внутренняя мотивация, которую испытывает элемент внутри себя.
Связь – внутренняя отношение, которая связывает два элемента, связь создает структуру и ее информационное наполнение.
Время – последовательное изменение состояний элементов.
Стратегия – это цикл смены состояний во времени.
Пространство – сумма элементов модели, их взаимное расположение относительно друг друга. Элементы определяют границы пространства.
Смысл – взаимосвязь между двумя и более элементами. Смысл симметричен, а стратегия его реализации – полярна.
Погружение в СИА.
Процессом жизни и её смыслом является реализация осознанных и неосознанных потребностей.
Человеку, как социальному животному, для реализации потребностей необходимо наличие связей, которые в зависимости от их функционального качества получают в психике эмоциональную окраску.
Многообразие пересечений человеческих связей создает многообразие систем: цивилизационных, межгосударственных, государственных, национальных, корпоративных, деловых, ремесленных, профессиональных, религиозных, политическиих, этнических, местечковых, родовых,семейных и т.д.
Системы в которые встраивается и формирует человек в процессе своей деятельности можно считать "живыми" поскольку любая система считается "живой" если хотя бы один её элемент "живой организм".
А значит при моделировании живых систем мы можем использовать заместительское восприятие людей для получения информации о связях внутри системы.
Для функционального различия этих связей более всего подходит использование с помощью теории психологических защит Келлермана-Плутчика.
В несколько модифицированном виде она выглядит как список эмоциональных состояний человека и соответствующих этим состояниям функций, через которые живые системы реализую глубинный смысл удовлетворения своих потребностей.
Список описания эмоциональных программ по Келлерману-Плутчику-Зелинскому.
1)Эмоциональное состояние: интерес, внимание ,ожидание, волнение, увлечение, любопытство, страсть, энтузиазм, вдохновение, зачарованность, воодушевление, любознательность, предвкушение, состояние потока, целеустремлённость, концентрация, собранность, возбуждённость, энергичность
Функция: ИЗУЧЕНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ) – поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.
2)Эмоциональное состояние: удивление, недоумение, растерянность, изумление, инсайт, открытие, просветление, сюрприз, необычность, неожиданность, ошеломленность , озарение
Функция: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ (ОРИЕНТАЦИЯ)— поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
3)Эмоциональное состояние:стыд, вина, смущение, насмешка, угрызения совести, раскаяние, позор, застенчивость, сожаление, неловкость, стеснительность, унижение, ущербность, уязвленность, неполноценность
Функция: ПРИСОЕДИНЕНИЕ (подчинение, ИНКОРПОРАЦИЯ) – поедание или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма.
4)Эмоциональное состояние:горе, страдание, душевная боль, грусть, печаль, тоска, уныние, огорчения, скорбь, отчаяние, загнанность , безнадёжность, потрясение, сожаление, безысходность, усталость, бессилие, разочарование, подавленность, апатия, серьёзность, одиночество, угнетённость
Функция: УДЕРЖАНИЕ (потеря, просьба о помощи, РЕИНТЕГРАЦИЯ)– поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались, обретение вновь.
5)Эмоциональное состояние:страх, ужас, тревога, беспокойство, переживание, паника, сомнения, стресс, нервное напряжение, фобия,
жадность, нерешительность, растерянность, оцепенение, подозрение, выживание, контроль, дискомфорт, осторожность, суетливость, замкнутость, недоверие, робость
Функция: ИЗБЕГАНИЕ (ПРОТЕКЦИЯ) – поведенческая реакция, призванная обеспечить избегание опасности или вреда, любое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
6)Эмоциональное состояние:высокомерие, отвращение, превосходство, безучастность, скука , презрение, скептицизм, самолюбие, брезгливость, эгоизм, тщеславие, гордыня, честолюбие, самодовольство, омерзение, кичливость, звёздная болезнь, безразличие, вседозволенность, холодность, надменность, досада, паранойя, обида (когда хочется отвернуться)
Функция: ОТВЕРЖЕНИЕ (ИСКЛЮЧЕНИЕ)– избавление организма от чего-либо, более непригодного, что было воспринято ранее.
7)Эмоциональное состояние:гнев, злость, претензия, агрессия, недовольство, возмущение, скандал, сварливость, ярость, обида (когда хочется побить, отомстить)
Функция: РАЗРУШЕНИЕ (ПРЕОДОЛЕНИЕ)– поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
8)Эмоциональное состояние:радость, удовольствие, «хорошо», наслаждение, кайф, сексуальное влечение, флирт, маниакальность
Функция: ПОВТОРЕНИЕ (ВОСПРОИЗВОДСТВО) – репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта.
Данная теория Р.Плутчика была экспериментально проверенна в части соответствия эмоций и функций в центре "Мастер" Александра Зелинского.
Им же, в устной форме, был сформулирован основной закон включения объектов в "живые" системы: "Состояние человека создает эмоциональную связь, на другом конце которой возникает объект, служащий для переноса и фиксации связи. Поэтому объекты не важны, они вторичны по отношениям к состояниям и связям. Первичны состояния"
В СИА мы используем эмоциональные состояния для чтения, проявления смыслов и создания новых смыслов и связей в "живых" системах включая семейные и бизнес-системы.
Трехчастное описание модели живых систем СИА.
В ИМ мы принимаем трех-частное описание элементов модели :
СОСТОЯНИЕ => СВЯЗЬ => ОБЪЕКТ
Любой ОБЪЕКТ рассматривается с точки зрения СОСТОЯНИЯ и СВЯЗИ выраженных через функциональную интерпретацию по Келлерману-Плутчику-А.Зелинскому.
12 уровней чтения трехчастного описания в СИА.
Существует 12 уровней чтения трех-частного описания - интерпретации модели "живой" системы.
Приведу их кратко, без раскрытия сути каждого из них.
1."Здесь и теперь"
2. Пространство => Окружение
3. Время => Стратегия
4. Убеждения => Процесс создания убеждений
5. Поведение => Cтратегия поведения
6. Процесс вытеснения => Организация зависания системы
7. Процесс вытеснения => Теневая динамика
8. Процесс преобразования одного Объекта в другой
9. Сохранение / Развитие системной динамики
10.Данность => Мир => Будущее
11.Принцип минимального действия
12.Я => Уникальность
Все 12 уровней присутствуют в любой рассматриваемой модели и доступны для чтения одновременно.
Чтение моделей с помощью пирамиды Р.Дилтса
Так-же можно читать модели по уровням Дилтса.
Например,модель из двух элементов. Я и Страх.
Я – я маленький, собственная незначительность, тревога к элементу «Страх».
Элемент «Страх» – уверенность, превосходство.
Уровень 1 – пространство, где и кто. Я – как ребенок, Страх – как родитель (кто для клиента это, кто ведет себя так).
Уровень 2 – действие. Что я делаю? Я восхищаюсь и боюсь того, кто значимее меня. Я боюсь не соответствовать.
Уровень 3 – способности. Я способен испытывать страх, во всех областях жизни окружая себя значимыми великими людьми. Я способен расти, переживая страх.
Уровень 4. Убеждения, ценности. Только страх перед авторитетами позволяет расти. «Человек преодолевает страх только в окружении состоявшихся личностей».
Уровень 5. Идентичность. Кто я? Я тот, кто ужасно боится остановиться в своем росте, в поиске себя. Я ужасно боюсь не найти себя. Я боюсь быть великим, но когда я чего-то достигаю, я боюсь, что я ничего не достиг.
Конструирование фраз в СИА.
Условные обозначения:
S /state/ – запускающее эмоциональное Sостояние создает
C /connection/ – Cвязь длительное эмоциональное состояние
Относительно Sостояния cвязь имеет вектор
S <-С – приходящая связь,
S ->С – отходящая связь
f /function/ – fункция эмоции. r /resource/ – rесурс эмоции.
Фразы в примерах взяты из этих двух схем (попробуйте сами найти соответствие!):
• Прямое признание: «Мне становится радостно и интересно когда на меня злятся» и в полярности: «Мне становится страшно и я злюсь когда мной интересуются», «Мне становится печально и отвратительно когда меня стыдят» и в полярности: «Я недоумеваю когда меня отвергают и мне становится стыдно»
•Прямое признание состояний (будущее): «S(a) это возможность создавать пространство в котором я буду в pS(б)» «Печаль это возможность создавать пространство, в котором я буду в недоумении»
•Прямое признание состояний (прошлое): «S(б) это возможность вернуться к (-вспомнить о) оS(а)»
«Недоумение это возможность вернуться к печали» «Страх это возможность вспомнить о радости»
•Парадокс из приходящей СВЯЗИ, ФУНКЦИИ состояния и СОСТОЯНИЯ: «Благодаря <-C(ба) я fS(а) S(а)»
«Благодаря интересу я избегаю страх», «Благодаря стыду я удерживаю печаль» и в полярности: «Благодаря отторжению я изменяю недоумение (не перестаю удивляться) или я не перестаю удивляться чужому отторжению»
•Парадокс из СОСТОЯНИЯ, ФУНКЦИИ этого состояния и приходящей СВЯЗИ: : «Благодаря S(a) я fS(a) <-C(ба)»
«Благодаря страху я избегаю интереса», «Благодаря печали я удерживаю стыд»
•Парадокс из двух СОСТОЯНИЙ и прямой ФУНКЦИИ СВЯЗИ : «Благодаря S(a) я ->fС(aб) S(б)»
«Благодаря радости я познаю страх» и в полярности: «Благодаря страху я разрушаю радость»
«Благодаря недоумению я отторгаю печаль»
•Парадокс из двух СОСТОЯНИЙ и обратной ФУНКЦИИ СВЯЗИ : «Благодаря S(a) я <-fС(бa) S(б)»
«Благодаря радости я разрушаю страх» и в полярности: «Благодаря страху я познаю радость».
«Благодаря недоумению я присоединяю печаль»
•Парадокс внутри себя с прямой СВЯЗЬЮ: «Меня S(a) моя(-й) ->С(aб)»
«Меня радует мой интерес» и в полярности: «Я боюсь своей злости»
«Меня печалит мое недоумение» и в полярности: «Я недоумеваю от своей печали»
•Парадокс внутри себя с обобщением ФУНКЦИИ обратной СВЯЗИ: «Меня S(a) моя(-й) <-fС(aб)»
«меня радует познание» и в полярности: «я боюсь разрушений»
«меня печалит присоединение (к чему либо)» и в полярности: «я недоумеваю от отторжения»
•Парадокс внутри себя связанный в цикл: «fС(aб) свое(-ой) S(б) я fС(бa) S(а)»
«Познавая свой страх я разрушаю его с радостью» и в полярности: «Разрушая радость я познаю свой страх»
«Отторгая свое недоумение я присоединяю печаль» и в полярности: «Присоединяясь к печали я отвергаю недоумение»
•Парадокс внутри себя связанный в цикл: «fС(aб) свое(-ой) S(б) я fS(а) fС(бa)»
«Познавая свой страх я повторяю разрушения» и в полярности: «Разрушая радость я избегание познания»
ИЛИ «fС(aб) S(б) я fС(бa) fS(а)» «Отторгая свое недоумение я присоединяю удержание» и в полярности: «Присоединяя печаль я отвергаю изменения»
•Парадокс внутри себя во времени: «fS(б) по поводу oS(а) я dfС(ба)S(бa)»
«Недоумевая по поводу прошлой печали я присоединяю к себе эту печаль»
«Испытывая страх по поводу прошлой радости я разрушаю в себе эту радость»
•Получение ресурса из СОСТОЯНИЯ и проявления СВЯЗИ: «Благодаря S(a) я rS(a) проявляя ->C(аб)»
«Благодаря радости я получаю близость и теплоту проявляя интерес» и в полярности: «Благодаря страху я Отдаляюсь чтобы чувствовать себя в безопасности проявляя злость».
ИЛИ «Благодаря печали я Остаюсь на связи с важным для себя проявляя отторжение» и в полярности: «Благодаря недоумению я Меняю направление проявляя стыд».
•Получение ресурса из входящей СВЯЗИ и СОСТОЯНИЯ: «Благодаря <-C(аб) я S(a) и rS(a)»
«Благодаря злости я радуюсь и Получаю близость и теплоту» и в полярности: «Благодаря интересу я испытывая страх и Отдаляюсь чтобы чувствовать себя в безопасности».
•Соединение ресурса и функции одном прочтении: «Благодаря S(a) я <-rC(ба) и fS(б) C(аб)». «Благодаря радости я разрушаю свои препятствия и избегаю (излишнего) интереса»
Классификация моделей в СИА.
•Модель из определенных элементов.;Модель строится из элементов, имеющих определённое значение. Например - папа, мама, брат, сестра и тд и тп.
•Модель из неопределенных элементов.;Модель строится из неопределённых элементов. Например - "чудо", "цель", "препятствие". То есть, некое "чудо" как то, что для разных людей имеет собственное представление, значение.;;
•Модель из произвольных элементов.;Модели строится из элементов "произвольного" значения. Например - модель "да - нет", "без запроса", тетралемма. Назначение без определения – «Я тебя назначил».
•Смешанные Модели. Модель в которой присутствуют одновременно различные элементы. Например - папа, мама, я, симптом, чудо.
На сегодняшний день в арсенале СМС более 50 разработанных моделей для изучения систем, чтения глубинного смысла и трансформации.
Многие модели универсальны и могут использоваться для широкого круга запросов, но есть и специфические модели, которые хороши в определенных случаях.
Виды моделей СИА:
• Модель Двух элементов – проявляет связи взаимодействия двух элементов живой системы (я и мама, я и деньги, я и симптом) Частный случай модели двух модель «Я» и «Я» - проявляет базовые связи – пиковые точки системы.
•Модели Категорий – три, пять, восемь «Я» покажет базовые жизненные стратегии в отношениях «Я» с миром. Вместо «Я» может быть любой другой «фокус» (деньги, отношения, здоровье) исследования, и тогда мы увидим что такое «фокус» как понятие представляет собой в исследуемой живой системе и что таким образом присутствует в реальности живой системы.
•Модальные Триады – модели, построенные на понятии триединства времени и позволяющие использовать это свойство для нахождения критических точек напряжения живых систем. «действие-намерение-результат», «причина-следствие-условие», «запрещено-разрешено-обязательно», «дух-душа-тело» Триад очень много. Триады можно использовать как с «фокусом» так и без него. Частный случай использования триады без фокуса – модель «третий глаз».
•Координатные модели - модели, построенные использующие координатные плоскости, моделей очень много, примеры: «цена-качество», «гибкость-консерватизм», «цена-прибыль».
•Тетралемма – модель, использующая в своей структуре Буддистскую логику, вмещающую все варианты развития события, модель проявляющая полное описание субъективной реальности живой системы.
•Модели Выбора – модели построенные на выборе вариантов в разрезе некого события -«фокуса».
•Модели, описывающие процесс – «восемь точек», «да-нет», «линия времени», модель Адизеса, Круг успеха.
Подробный разбор всех этих моделей представлен в моем курсе "Системное Моделирование Состояний"
Свидетельство о публикации №123062400058