Ночная терраса кафе в Арле. Созвездие Скорпиона

“Террасу кафе” Ван Гог пишет в сентябре 1888 года. Прообразом полотна
стала картина его парижского товарища Луи Анкетена “Авеню де Клиши
вечером”, исполненная годом ранее. Винсент уехал в Арль, однако импульс,
полученный в столице искусств, продолжал действовать. Но если Анкетен
делает акцент на уличных женщинах, гуляющих по бульвару, для Ван Гога
важны “эффекты ночи”, как таковые: жёлтый искусственный свет и звёздное
небо.

Не один месяц Винсент был одержим идеей написать ночное небо; эта
картина – первый опыт в подобном роде. Также благодаря “Террасе” художник
оказался в поле зрения репортёра местной газетки, и короткая заметка о
Ван Гоге мелькнула на страницах издания. Это было первое упоминание
о живописце в прессе. Следующее было связано с инцидентом, имевшем
место 24 декабря, четыре месяца спустя. “Республиканский форум”
опубликовал заметку: “В минувшее воскресенье, в половине двенадцатого часа
ночи некто по имени Венсан Вогог, живописец, уроженец Голландии, явился
в дом терпимости № 1, вызвал девицу по имени Рашель и вручил ей... своё ухо,
сказав при этом: Берегите это как драгоценность”.

Возвращаемся в относительно благополучный сентябрь. Художник
предчувствует нервный срыв и грядущее помешательство, пишет брату
о возможном кризисе, но пока сохраняет ясность рассудка, если не считать
злоупотребления алкоголем. Абсент сам по себе расшатывал его психику.

При всём схематизме и грубоватости рисунка Винсент точно воспроизводит
мотив, если пишет с натуры. Как легко убедиться по нынешним фотографиям,
историческая застройка и даже навес кафе дошли до нашего времени без
изменений; по сей день там встречаются, беседуют, закусывают и пьют вино.
Если верить отзывам туристов, сервис и кухня в этом заведении отвратительны,
в местах общего пользования вонь и антисанитария, а цены грабительские.
Зато при желании можно встать на то самое место, где стоял легендарный
художник перед своим мольбертом, и увидеть ту же картину своими глазами.
Для этого даже не нужно заходить внутрь.

А что звёзды? Можно подумать, что живописец разбросал их произвольно
на глубоком фиолетово-синем небе, не утруждая себя какой-либо
достоверностью. Тем более, кроме астеризма Ковш в Большой Медведице,
он, по-видимому, не знал других созвездий. Однако, стоило мне задаться
этим вопросом, я сразу различил некие знакомые очертания.

Мы видим самую характерную, хоть и небольшую часть созвездия Скорпиона.
Дуга из четырёх ярких звёзд вдоль перспективной линии крыш справа –
“клешни” ядовитой твари. Всего их составляют три крупные звезды и две
поменьше; одна из них, нижняя, как раз за жёлтым навесом.
Наиболее заметные снизу вверх: Вришика, Чубба, Акраб. Альфа Скорпиона,
красный гигант Антарес (“сердце Скорпиона”) – слева вверху, впритык к раме.

Антарес – “соперник Ареса”, или “анти-Арес”, назван так из-за сходства с Марсом
(Аресом) по цвету и силе блеска. Эта звезда визуальная двойная: более яркий
компонент – красный, менее яркий – белый. В изображении звёзд Винсент
игнорировал красный цвет и всегда обходился оттенками жёлтого и зелёного.
Переменный блеск (0,86 – 1,06) объясняется периодическим взаимозатмением
компонентов вследствие обращения вокруг общего центра гравитации.

Скорпион – южное созвездие. Его возвышение над горизонтом, как показано
на полотне, соответствует широте Арля, насколько я могу судить из
собственных наблюдений с азовского и черноморского побережья.
Так, географическая широта Ялты 44 градуса 30 минут, Арля –
42 градуса 27 минут. Близко.

Туловище Скорпиона, обозначенное звездой Вей, хвост (Саргас) и жало
(Шаула) находятся слева вверху далеко за пределами полотна. Арабское
название “Шаула” и русское “жало” – любопытный пример созвучия,
возможно, не случайного.

Вот что Ван Гог пишет своей сестре Виллемине: “По правде говоря, я отвлёкся
от всех остальных дел и теперь тружусь над новой картиной, изображающей
внешнюю часть одного ночного кафе: крошечные фигуры выпивающих на
террасе людей, огромный жёлтый фонарь освещает террасу, дом и тротуар,
и даже придаёт некоторую яркость мостовой, которая окрашивается
в розовато-фиолетовые тона...”

Бывший проповедник привнёс в полотно скрытый библейский мотив.
Посетителей в кафе двенадцать – как раз по числу апостолов. Официант в
белых одеждах, с длинными тёмными волосами – определённо Иисус Христос,
предлагающий принять хлеб и вино. Прямо за его спиной, так уж вышло –
крестообразная оконная рама, или попросту крест. Над головой – яркий жёлтый
фонарь, золотой нимб. Наконец, чёрная фигура в дверном проёме, по контрасту
с белым Иисусом – Иуда Искариот, отказавшийся разделить трапезу со своим
учителем. Таким образом, Ван Гог дал свою версию Тайной вечери.

23. 06. 2023


Рецензии
Интереснейшая трактовка!
Сейчас посмотрела на эту картину
Вашими глазами и после такого анализа
приняла эту версию. А описание созвездия -
это вообще вершина, до которой мне далеко,
поэтому очень любопытно!

Галина Пенькова   24.06.2023 20:47     Заявить о нарушении
Спасибо! Мне важно, что мои исследования представляют определённую ценность.

Дмитрий Постниковъ   24.06.2023 23:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.