В. Дюкарев. Так пишу-2

http://stihi.ru/2023/06/21/6979 Мое мнение о стихосложении.
http://stihi.ru/2023/06/21/7557 Об "избитых" рифмах (роз-мороз...).
http://stihi.ru/2023/06/22/914   Критика своей сказки о любви.
http://stihi.ru/2023/06/22/5283 Лихолетье. Как его описать?

Детскую сказку я, скорее всего, напишу «aabb». Ребёнок, читая третью или четвёртую строку, забывает, что было в первой-второй. Ему дай всё и сразу, рифму в соседней строке. А иначе для детского умишка «не складно».

Рифма «abab», по моему убеждению, хороша в повествовании без глубоких раздумий, доказательств, где право делать выводы принадлежит читателю по завершении чтения.

Философская лирика... Здесь, по-моему, лучше подходит "abba", где первая "a" – о чем речь; "bb" - информация к размышлению, сомнения, обсуждение; вторая "a", заключающая четверостишие, опоясывающая его – вывод, итог, заключение, принятое решение, мнение.

Если суть нужно хорошенько «разжевать», можно попробовать "abbba", "abbaa". А иначе для поставленной цели места не хватит. Многие с этим не согласятся, конечно, но... каждый по-своему с ума сходит. Пишите, как вам душа велит, а не как в вузе из вас пытались сделать столб!

Есть композиция – инструмент для организации, монтаж с учётом содержания, этапа событий. По-моему, только так можно оказать влияние на психические процессы восприятия изображаемого.

Критики говорят, что писать надо от начала до конца однотипными строфами. Нет! И ещё раз НЕТ! Начало, кульминация и конец требуют разных подходов к их изложению. Простите дилетанта за упрямство, но прочитайте http://stihi.ru/2016/11/26/11492.
Чем ближе к концу, тем строки короче. В самом конце вообще нет главных членов предложения. Вся вода высушена без остатка, остался абсолютно сухой остаток. Суть! Соль! Они выставлены на показ предельно ясно, открыто, рельефно!
Но найдется критик-лингвист, которого это никак не устроит.

Динамику можно (и часто нужно!) подчеркнуть глагольными(!) рифмами, а не по инструкции ненавидеть их. А вот там, где требуется изобразить статику, слова, несущие в себе ощущение движения (глаголы, причастия, деепричастия), лучше спрятать внутрь строки.

Всё взаимозависимо: стопы, строки, строфы, интонации, мотивы, образы. Шаблоны в выборе средств, трафаретное следование правилам стихосложения – это седло для коровы… с бантиком.
Форма ПЕРВИЧНА, но она должна определяться содержанием и способствовать достижению поставленной цели. Её можно и НУЖНО менять так, чтобы места хватило и не было пустот, отвлекающих от главного! Зачем пустоты заполнять союзами, предлогами, наречиями, без которых цель достигнута?

Только услышав мелодию произведения (но не песни на его слова), можно остановиться в выборе формы, длины рифмующихся строк. Вывод требует краткости, поэтому такая строка может быть короче других рифмующихся строк. Вывод должен быть предельно кратким.

Большинство критиков не просто осуждают рифму типа «кровь – любовь», «роз – мороз», они их ненавидят. Но это формализм. Кто скажет, что в следующем произведении http://stihi.ru/2023/06/21/7520 такая рифма является пороком?

Прошу прощения у продвинутых стихотворцев за русскую, но «неуставную» терминологию, употреблённую для наглядности и лучшего понимания всеми, в том числе начинающими поэтами:
2-стишие – двустишие, дистих, стихотворение или строфа из двух стихов (где ди- = 2, а стих = строка);
3-стишие – тристишие, тристих, стихотворение или строфа из трёх стихов;
4-стишие – четверостишие в составе более сложных строф или отдельно с законченной мыслью, катрен.
1 – ударный слог; 0 – безударный слог; ^ - пауза.

Критики-чистоплюи не переносят слова, начинающимся с вбр-, взб-, взл-, взр- , вздр-, вскр- и тому подобным скоплениям согласных звуков.
Но когда следует выразить напряжение, преодоление, призыв, трудности произнесения подобных слов в начале строк способствуют формированию соответствующего психологического состояния во время чтения.
Это основные принципы, которым следует автор. Далее... от теории к практике.

Кого интересует только сама сказка, прозаические рассуждения может избегать, а на цифры 1 и 0 просто не обращать внимания.

Далее В.Дюкарев. Так пишу-3


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →