Однажды. Романс

Осела пыль дневных работ и солнце село.
И под осеннею росой трава присела.
Над небосклоном поднялась и заблестела
Чья-то невинная душа, оставив тело.

А вот и небо всё кругом звездами блещет.
Душа, взирая в небеса, во мне трепещет.
Ты тоже там средь этих звёзд сияешь ярко
И посылаешь нам свой свет лучом подарка.

Порой уставши от хлопот я сплю и слышу
Как ты приткнувшись у плеча тихонько дышишь.
И на ладонях у меня твои ладони
И мы сливаемся с тобой в забытом стоне.

Ночь не торопится уйти - всё понимает,
Но с первым проблеском зари нас разлучает.
И я кричу на небеса, но ты не слышишь.
Там по иному в тех краях, живёшь и дышишь

Но я кричу и голос мой в пространстве тает.
А утром нежною росой с листвы стекает.
Но вот, однажды, здесь засну, проснусь на небе.
С тобою там соединюсь в эфирном теле.

И если Бог сподобит быть и мне звездою,
Мы будем для людей светить ночной порою.
И если Бог сподобит быть звездою,
Мы навсегда останемся с тобою.

Протоиерей Игорь Бобриков
21 июня 2023 г.


Рецензии
Вера Августовна Лотар-Шевченко - пианистка.

История о музыке, которая спасает...

Холодным вечером 1950 года в Нижнетагильскую музыкальную школу зашла измождённая женщина в лагерном ватнике и стоптанных ботинках.

На плохом русском она попросила проводить её к роялю «сыграть концерт». Села за инструмент, долго смотрела на клавиши, затем подняла руки, и… из актового зала понеслись, сотрясая старинное одноэтажное здание, мощные, наполненные бешеным темпераментом аккорды.

Учителя и ученики, побросав занятия, кинулись в зал. Странная незнакомка сидела за роялем и кривыми от артрита пальцами играла Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена.

Взгляд её был устремлён в бесконечность, лицо озарено вдохновением. «Кто вы?» – спросила директор школы, как только незнакомка закончила.

«Меня зовут Вера Лотар-Шевченко, – ответила та с сильным иностранным акцентом, – и я тринадцать лет играла эту музыку на доске!»

Когда-то ей рукоплескали Европа и Америка, а Ромен Ролан назвал её «самой выдающейся пианисткой XX века». Вере же на славу было плевать. Самым главным для неё была музыка.

Она была её счастьем, жизнью, и Вера отдавалась ей без остатка, соединяя в себе требовательность учителя и вечное рвение ученика.

Родилась Вера Лотар 10 марта 1901 года в Турине в семье итальянского математика и испанской пианистки. Затем отец получил место профессора в Сорбонне, и семья переехала в Париж.

В 6 лет Веру отдали в музыкальную школу, а в 12 она уже давала сольные концерты. Однажды она пробилась к Тосканини за кулисы и попросилась играть в его оркестре.

Требовательный Тосканини отказал. Тогда Вера села за рояль и сыграла Листа так, что великий дирижёр заплакал.

С его оркестром Вера объездила весь мир. Через два года – в 18 лет начала давать сольные концерты.

Ромен Ролан, знаток Бетховена, был потрясён её исполнением. Она играла американскому президенту, играла в Букингемском дворце, объездила Европу и Америку.

Фирма «Стэнвей» подарила ей рояль и сделала лицом своей кампании. Впереди – усыпанный розами путь.

Слава, богатство, поклонники – в общем, всё, чего можно только пожелать. Но всему помешала… любовь.

В середине 30-х Вера знакомится с Владимиром Шевченко – русским эмигрантом и скрипичным мастером, которого в Париже называют «русским Страдивари».

Это была любовь с первого взгляда. Владимир старше её, у него двое сыновей, но Веру это не останавливает, и в 1936 году она выходит за него замуж.

А потом влюбляется второй раз – в Россию, о которой рассказывает муж, и загорается переехать в эту удивительную страну, где живут замечательные люди.

Они пишут прошение в посольство. Через несколько месяцев Владимиру разрешают вернуться. Счастливые супруги переезжают в Ленинград.

А на календаре меж тем страшный 37-й год…

Живут туго. Комната в общежитии, общий туалет и кухня, денег не хватает, Вера продаёт парижские туалеты.

Но через пару месяцев, благодаря протекции пианистки Марины Юдиной, Вера устраивается в Ленинградскую филармонию солисткой.

Муж получает работу. Казалось бы, самое трудное позади. Но однажды ночью к общежитию подъезжает чёрный воронок. Владимир арестован по доносу. Ему дают 10 лет без права переписки.

Вера бросается защищать мужа. Со своим бешеным темпераментом она ходит из инстанции в инстанцию и доказывает, что муж любил Россию, что он патриот, но ничего не помогает.

Тогда она, потеряв терпение, крикнула: «Значит, и меня арестуйте!» И, конечно, её немедленно арестовали за «сотрудничество с врагом».

Следователь НКВД на одном из допросов медленно, смакуя, ломал ей рукояткой пистолета каждый палец. Чтобы больше не могла играть.

Вера отсидит «от звонка до звонка». Сменит шесть лагерей. Будет валить лес, пилить дрова, работать на кухне.

Мужа расстреляют, но узнает она об этом через много лет. Дети попадут в детдом, где старший погибнет при бомбёжке, а с младшим она встретится лишь через двадцать лет.

Эрнст Непомнящий   23.02.2025 00:31     Заявить о нарушении
Ни разу в лагере она не прикоснётся к роялю. Но однажды два зэка вырежут ей из фанеры клавиатуру. И вот на этом «лагерном Стэнвее» она по ночам проигрывает весь свой огромный репертуар

И, глядя на её озарённое лицо, женщинам в бараке кажется, что они слышат бессмертную музыку.

Она освободилась в 1950-м. Ей было запрещено проживать в крупных городах. Но она мечтала только сесть за рояль и потому просится в любой город, где есть музыкальная школа

В Нижнетагильской музыкальной школе она играет несколько часов без остановки. А в коридоре молча рыдают учителя. Они догадывались, откуда она пришла в этом зэковском ватнике…

Её взяли в школу иллюстратором на уроки музыкальной литературы. Тагильским ученикам очень повезло – они слушали прославленную пианистку дважды в неделю.

Но повезло не только им, но и всему городу. Вера давала бесплатные концерты в местном ДК, устроилась работать в драмтеатр музыкальным оформителем, а потом взяла учеников

Но учить не любила. Сперва слушала, как ребёнок играет, затем говорила: «Играть надо так» – и показывала. А соседи, бросив дела, бежали на этот импровизированный концерт

Одна из её учениц, Татьяна Константиновна Гуськова, вспоминает: «…она жила в каком-то особом мире, была абсолютно непрактична в делах житейских, бытовых. Музыка заполняла её всю без остатка, была смыслом существования, жизнью и счастьем»

К слову, о концертах. Они были крайне редкими, а Вера Августовна, восстановив форму, мечтала о больших залах. Ближайший крупный город – Свердловск

Но в Свердловской филармонии надолго не задержалась – к ней относились крайне подозрительно. Она была «чужая», притом «бывшая зэчка», да ещё и играла не так, как принято в русской школе.

Концертов ей давали мало, а если давали, то в основном в сёлах. Не выдержав прессинга, Вера переехала в Барнаул

Давала концерты в полупустых холодных залах, очень мёрзла и страдала от этого. Но однажды на её концерт случайно зашёл юурналист «Комсомольской правды» Симон Соловейчик

Он был потрясен её игрой, и на следующий день о Вере Лотар-Шевченко узнал весь Советский Союз.

Последние 16 лет жизни она даёт концерты в Москве и Ленинграде, и уже никто не говорит, что играет она «как-то не так»

Живёт в Новосибирске, в Академгородке. Восторженные почитатели её таланта всеми правдами и неправдами выхлопотали ей 2-х комнатную квартиру, купили мебель и рояль «Беккет»

Дверь в квартиру всегда была полуоткрыта и соседи слушали её игру, сидя на лестнице

Она была абсолютна непрактична в быту, не умела готовить, могла забыть обед на плите, сесть за рояль и опомниться, когда уже из кухни валил дым

Ученики местной школы установили над ней шефство – убирались, покупали продукты, выполняли поручения.

В это же время – где-то в конце 60-х – из посольства Франции приходит письмо: её зовут обратно. Предлагают восстановить концертную деятельность, обещают турне по Европе и Америке, условия жизни и гонорары, несопоставимые с советскими.

Но Вера… отказывает. «Мой отъезд будет предательством по отношению к тем советским женщинам, которые помогли мне выжить в лагерях».

Недаром Веру сравнивают с библейской Руфью – родина, убившая мужа, стала её родиной.

На её концерты билеты на первые ряды никогда не продаются. На них бесплатно приходят те, кто вместе с ней прошёл лагеря.

Иногда на неё нападало озорство. Однажды после концерта в Новосибирске она пожелала вместе с друзьями ехать «кутить».

Ей хотелось пить шампанское и играть на рояле. Таксист привёз их в замызганную рюмочную. Сизый дым, небритые лица, разговор на фене, женщин почти нет.

«О… – удивилась Вера Августовна, – здесь нет рояля?» Она взяла две бутылки водки и попросила мужиков привезти сюда инструмент.

Через час полупьяные мужики привезли на грузовике концертный рояль. И несколько часов алкоголики, воры и уголовники молча, сняв шапки, слушали Моцарта, Бетховена и Баха.

Вера Августовна умерла 10 декабря 1982 года. Похоронили её на кладбище в Новосибирске. За её гробом шёл весь город.
На могиле установили белый памятник, на котором выбили её собственные слова: «Жизнь, в которой есть Бах, – благословенна».

Эрнст Непомнящий   23.02.2025 00:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →