Ночь летнего солнцестояния

Ночь. Двадцать три пятьдесят пять. Через пять минут наступит новый отсчет — день летнего солнцестояния. Самый длинный день в году и самая короткая ночь, а потом все станет меняться. Закончатся белые ночи, потом и вовсе осень придет, за ней зима и холода. Только недавно был день весеннего равноденствия, теперь летнего солнцестояния, а там и осеннее с зимним не за горами. Так и крутится все в природе, когда чего-то больше, когда чего-то меньше,но бывает и поровну...
"Порой я настолько живу в своих мыслях, что ухожу от реальности. Вдруг, словно оглянувшись, спохватываюсь: как? Уже завтра? Уже двадцать первое июня? А я и не задумывалась, какое число и время года у меня в душе... "— так думала Светлана, глядя на циферблат часов, стрелки которого тикали ровно, соразмерено и ни сколько не страдали от времени суток и очередной бессонной ночи. А что было днем?

Днем она смотрела спектакль — старый, далекий, в записи. Боже, все это когда-то было, но прошло мимо нее.
Она только работала, воспитывала, растила, стирала, убирала, лечила, заботилась, ублажала и унижалась, лишь бы была семья, здоровы и сыты дети, добр муж и довольна свекровь. Вот и спектакль о том же. А еще говорят, что все это не важно, не интересно людям, что происходит в чужих семьях, какие погремушки гремят в их избушках. И о том, что же дальше, когда все страсти улягутся? А дальше, как считает автор, наступает тишина.
Спектакль так и называется — «Дальше-тишина». Фаина Раневская и Ростислав Плятт в главных ролях. Сами старенькие и играют восьмидесятилетних супругов. Эта пара вырастила пятерых детей. А теперь дорогие дети едва их терпят и спихивают друг другу по очереди, окончательно разлучив. Дорого двоих сразу содержать. Себя, свои дома, удобства и излишества — не дорого. У них есть деньги на рестораны, приемы гостей, наряды и удовольствия, а для отца — дорого для них очередные очки для стареющего зрения покупать.
В итоге, отца оставляют на попечение младшей дочери, а мать отправляют в приют для престарелых. Пятьсот долларов на приют нашли. Могли на эти же деньги снять жилье — и доживали бы старички вместе, как любящие друг друга супруги, всю жизнь прожившие бок о бок, ставшие единым целым. Спасибо, хоть дали попрощаться. Но как все это жестоко и цинично выглядит по своей сути, хотя по впечатлениям — обманчиво милосердно и умилённо красиво. Какая актерская игра! Забываешь, что это всего лишь спектакль.
 
Светлана расплакалась, когда шла сцена, в которой сын пытается сказать матери о приюте. Мать его перебивает, мол, сначала я скажу, по старшинству и сообщает, что решила уехать в приют. Потом тихо добавляет: "Тебе, сынок, было бы труднее мне об этом сказать. "
Да, и сейчас много талантливых актеров, но таких, как Фаина Раневская — нет. Великая актриса. Жаль, что мало довелось видеть ее Светлане в театральных постановках раньше. Да и что она видела, кроме "Муля, не нервируй! "? Даже по этой фразе Раневскую ни с кем не перепутаешь и не забудешь, но эта роль — особенно потрясла. Сразила наповал. Наверное потому, что и у Светланы взрослые дети, сама она не молода и все сложилось далеко не так, как она себе представляла.
Ростислава Плятта Светлана видела во многих фильмах, он был одним из её любимых актеров того времени и той школы. И он Великий! В этой роли особенно неподражаем. Словно не играет, а самого себя проживает.
Нет их давно, а образы живут и пробирают до слез, такая в них правда жизни и такая мощь.
Светлану очень поразило, что после спектакля зрители подарили Фаине Раневской букетик полевых цветочков и букетик нарциссов, без всяких красивых упаковок. Культура зрителя, однако, ведь дарить цветы в упаковках - плохой тон. И стоит Великая Фаина Раневская с этими двумя скромными букетиками, прижимая их к груди и выражая искреннюю благодарность зрителю. Сейчас же множество бездарных актеров заполонили экраны и театры, дарят им корзинами орхидеи, розы и прочие диковинные дары. Сколько в эту золотую артистическую молодежь вложено родительских благ и любви, сколько соломки им подстелено? А не стать им Раневскими или Пляттами, нет, не стать.

В одном из сюжетов мать пришла на работу к сыну. Сын был сконфужен ее визитом и выразил недовольство, что заметил его начальник. Он сказал подчиненному, что тот не очень-то любезен со своей матерью, а вот его сын всегда заботлив, обходителен, стремиться помочь и, уж тем более, никогда бы не постыдился своего отца. На что начальник получил довольно смелый ответ от своего подчиненного, что если бы его сын не являлся единственным наследником трех миллионов долларов, то вряд ли тоже был бы так внимателен. Начальник снова искренне удивился: "А что, если бы у вашей матери были бы большие деньги, то вы бы к ней относились лучше? " Тот ответил: "Мы бы к ней относились хорошо. "
Светлана подумала, что однажды вдруг становится совсем не нужно, чтобы к тебе относились «хорошо» — чем ложь и лицемерие, уж лучше никак. Отсюда и столько одиноких пожилых людей. Ждут, ждут это «хорошо», живут с болью и обидой, потом устают надеяться и все теряет смысл.
И она надолго унеслась в свои воспоминания, пока они не вернули ее обратно, не привели к очередным рассуждениям о другом, очень запоминающемся эпизоде.


Герой Ростислава Плятта разговаривает с новым знакомым. Тот приводит пример: "Вот птицы— вьют гнезда, выводят птенцов, растят их, кормят, заботятся, охраняют, а потом те улетают из гнезда и они все становятся чужими друг другу и уж совсем никогда не возвращаются в родные гнезда. " На что герой Плятта добавляет: "И не дай Бог им залететь к своим же детям, в их гнезда — заклюют и выкинут, охраняя свое потомство. Так устроено в природе. "
Тогда Светлана впервые подумала, что и она уже ничего не ждёт. Как та птица, которая вырастила своих птенцов и знает, что их гнездо — это уже чужое гнездо, а ее дальнейшая жизнь — это другая жизнь, вот она в ней и живет, как природой заложено. Теперь ее дети вылетели из гнезда, если и страдать, то лишь от своей беспомощности в силу возраста и нездоровья. Грех на что-то жаловаться. Всю жизнь мечтала, чтобы не было лишней суеты, шума и ненужных людей вокруг. Мечты, оказывается, сбываются. Только не сразу и поймешь. А что дальше, когда нет уже всего этого?
Тишина. И какая она? Что понимать под этим словом? У героев спектакля она хоть и ясна, но все равно не однозначна и оставляет шанс домыслить свое "А дальше — ..."

И Светлана домысливала, вспоминая и прошлое, и вчерашний день. Хороший был этот день, накануне летнего солнцестояния — теплый, яркий, насыщенный. Словно вернулась Светлана на много лет назад, сходила в театр и посмотрела удивительную картину будущего. Пусть чужого, далекого, не осознаваемого в том времени, но хорошо прочувствованного в этом. Когда стираются менталитеты и социальные градации, страны и времена, а остается просто человек со своим личным вчера, сегодня и завтра.

На часах уже одна минута первого. А сколько всего пронеслось в голове за какие-то пять минут...
В её наступившем завтра самый длинный летний день. Время, когда весы жизни стоят на разной  плоскости и за день можно успеть куда больше, чем всегда. Чем не старт для тихой, спокойной и соразмеренной жизни? И не важно, что было некое ночное "солнцестояние". Именно оно окончательно и убедило Светлану в том, что все заключено в нас самих — наше прошлое, настоящее и будущее. В котором даже тишина может быть насыщена очень яркими и выразительными звуками. И что у нее, у Светланы, есть еще не только тишина, но и свое "А дальше!.."

(21.06.16г. СПб)
нов. ред. 2022 г.


Рецензии