Свобода и образование
"Необразованный не может быть свободным!" - пишу я на титульной странице презентации своего физмат-центра для спонсоров. Красивая мысль, которая цепляет внимание, потому и пишу ее по инерции уже много лет. Но как же она неверна! Сколько вокруг образованных и несвободных, причем их рабство связано именно с их образованием. Вслед за Григорием Паламой я бы сказал, что образование можно сравнить со змеиным ядом: он может быть при известных условиях и лекарством, но вообще летален. Вместе с образованием необходимо противоядие, которое оставит в сохранности некоторые способности, как то: удивляться и радоваться простым вещам, всегда учиться и расти, иметь и развивать интуицию, эмоции, чувства и не ограничивать свою реальность рамками схем и концепций. А сколько еще таких ярких по форме и ложных по сути лозунгов живет и носится по свету и в головах! Я сегодня поэкспериментировал - заменил титул презентации на "Свободный должен быть образованным!" (любопытно, но "Свободный должен..." - как - то плохо), потом на "Необразованный не должен быть несвободным!" (так лучше, но слишком много не). И не нашел ничего лучшего, чем "Образованный должен стать свободным!"
Рецензии