Конфуций

(в сокращении)
                Никогда, со времени создания  мира
                не было равного Конфуцию.
                Мын-цзы
І
Китай – хоромы поднебесной!
Народ воспел свой край в труде!
Там небосвод в тонах чудесных,
Пурпурный атлас на воде!..
Из шёлка дивные наряды,
И … китаянок милых взор!
Поля, озёра, горны гряды,
Тибетских древностей минор!
А что до фауны и флоры –
Богаче нету уж нигде!
Пленят вас рек, морей просторы –
Оазис сказочный везде!
Я не забуду рис в лепёшках,
Взращённый сморщенной рукой;
В монетах древнее «окошко»
Да иероглиф «озорной»1…
Драконов, «вьющихся в эмалях»2,
И фонарей волшебных свет!
...Бывал на праздниках в Китае?
Такой экзотики уж нет!
Я помню с детства «Мандарина»3 –
Его пристойный, знатный вид;
Мосты и храмы близ Пекина,
Дворцы, которых не постиг4!
Искусство манит, потрясает
Живой палитрою красот –
«Как будто к чаю приглашает
Княжна с фарфоровых  высот»5!
Когда же грусть тебя затронет,
Взгляни на свитки6 давних лет –
Рисунок нежный к песне клонит,
В нём нам от прадедов привет!
Там, в мире пагод7 величавых,
В металле устремлённых ввысь,
Мужи, достойные державы,
Для дел великих родились!
ІІ
Но есть святыня у Китая –
Как Солнце ясное, – для всех!
Седой мудрец8… из недр9 взывает,
Обожествлён его успех!
Стена великая, «вздыхая»,
Ему «завидует» порой...
Его душа … жива, младая,
И вечно будет таковой!

…В семействе славном, не безбедном,
Рождён в провинции Шань-Дун,
Был с детства свиткам, «Ведам» предан –
Искал, мужал Великий Кун10!
Лет девятнадцати женился,
Был счастлив с юною женой…
Сынишка Ли потом родился –
Их плод любви в семье младой.
…Чжун-ни11 – сын воина Китая,
Как и отец – достойно жил:
Трудясь учился, предков зная,
При царстве Лу совет вершил.
Оставил службу, не жалея,
В Китае школу основал12:
Высокий дух нравоученья
Своим питомцам прививал!
Великодушен во стремлениях –
Основы веры укреплял!
Внимал сердечному велению,
Но меры муж не забывал!
…Потом он нёс в народ идеи13,
Ведя с собой  учеников;
Чтил ритуал, знал толк в поэзии…
Считал «Чун-цю»14 венцом трудов!
«По ней поймут его – по ней осудят», –
Примерно так изрёк мудрец…
Но дело сделано, уж не убудет, –
Увы, был прав святой Отец!
Предрёк кончину, по преданию,
Когда был пойман странный зверь15.
Как наставлял, так жил – в дерзании!
К нему вовек открыта дверь!16
Мир оставлял, переживая,
Что всех правителей удел –
Его советам не внимая,
Не видеть многих важных дел!
А в честь души его нетленной,
Сооружён прекрасный храм17:
Потомки Цю18, небезызвестны,
В нём воскуряют фимиам!
Зовут «драконовы» колонны
На поклонение в Цюй Фу19
И … не иссякнет миллионный
Поток паломников к Нему!
Кун-цзы, Конфуциус, Конфуций20 –
Священный гений или Бог?
Своим учением о сущем
Извечный смысл постичь помог!
В душе китайца от рожденья
Звучат премудрости «Лунь-юй»21:
Гуманный «Жень»22 и «Путь  спасенья»23,
И светоч дум – мораль «Джун юн»24!
«Цзюнь-цзы»25, как честный муж, являет
«Ши-цзин»26, взывая к «Сяо жень»27!
Ученье истинным признают...
Оно – Канон и по сей день!
Явился миру как учитель и философ –
Взошёл на вышний пьедестал навек как бог!
С большим волнением учёный и теософ,
Ступают на ... его божественный порог!

...Я помню время дружбы тесной –
Как самый тёплый светлый день!
Письмо девчонки с Поднебесной,
На марках – красочный Жень-шень…
Китай сегодня процветает –
«Дракон парит в лучах высот»!
Китаец Космос покоряет,
По-справедливости живёт28!
Страна шагает семимильно,
Отвергнув бремя суеты…
Идеи «Дао»29 станут былью,
И воплотятся в жизнь мечты!!!
1 Цянь (cash), круглая  китайская бронзовая монета с отверстием в центре, впервые упомянутая ещё в 947г. до н. э. Самые первые Цяни назывались «юань» и имели круглое отверстие. В период с 6 в. до н. э. до 19 в. отверстие у Ц. было четырёхугольное. Танская династия создала монету (26 мм) с надписями, сост. из иероглифов.
2 Имеются ввиду китайские вазы в эмалях. Драконы  в эмалях – традиционный сюжет.
3 Речь идёт о китайской живописи 16 в. Мужской портрет Мандарина исполнен в академической манере (16 в.).
4  Дворец Юаньмин Юань близ Пекина. Ок. 1740г. (по китайской картине).
5 Китай – родина фарфора. С эпохи Мин появляется фарфор, расписанный поверх глазури многоцветными красками (вазы 15 в.). Большого блеска техника достигает в эпоху Канси (на рубеже 17 и  18 вв.).
6 Понятие о ранней китайской станковой живописи даёт знаменитый свиток одного из крупнейших мастеров китайской живописи – Гукай-чжи. Китайская картина представляет собой свиток, который развёртывается только при рассматривании, а затем снова свёртывается в трубку.
7  Пагода (от санскр. бхагават – священный, божественный), будд. мемор. сооружение и хранилище реликвий; П. имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н. э. в Китае. Например, железная 13-этажная пагода в Тан-ян. Южный Китай, 923 хр. э.
8 Конфуций.
9 Из недр души, из глубины веков.
10 Русское «Конфуций» происходит от латинского «Конфуциус», которое в свою очередь представляет собой искажённую запись китайского Кун Фу-цзы, т. е. учитель Кун (Кун-цзы).
11 Учитель Кун (Конфуций) (551-479 до Р. Хр.), имя которого было Чжун-ни, а прозвище Цю, сын выдающегося воина Шу-Лян-Хэ от второй жены из фамилии Ян.
12 Конфуций основал в Китае первую частную школу, куда принимались все независимо от происхождения. В школе изучались правила  поведения  и ритуала, музыка, произведения древней поэзии, истор. документы,  философия.
13 В пятьдесят пять лет, по некоторым источникам.
14 Летопись (хроника) удела Лу-Чунь-цю (с 722-481 гг. до Р. Хр.), которую Конфуций считал самым важным из своих трудов.
15 В 480 г. до н. э.., по словам легенды, был пойман во время охоты баснословный  зверь Ци-Линь, и Кофуций счёл это за предзнаменование своей близкой  смерти.
16 Конфуцианство [кит. – жу, жу цзя (цзяо), жу сюэ, жу цзя сюэ шо – (учение) школы учёных интеллигентов], древнейшая филос. система и одно из трёх главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом  и  буддизмом) Дальнего Востока. Возникло в Китае  на рубеже 6-5 вв. до н. э.
    Конфуций  идентифицировал своё учение с  мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей древности. Общество по Конфуцию должно управляться только с пом. моральних норм. Отсюда важность межличностных отношений («гос-во – одна семья»).
- Утверждение Конфуцианства в Китае как государственной идеологии.
- Конфуций – культурный герой, духовный вождь нации, «некоронованый правитель»  и святой мудрец.
   В 1985 г. в КНР создан науч.-исследоват. ин-т по изучению Конфуция (Кун-цзы янь цзюсо). Существует китайский фонд Конфуция, выходит еженедельник.
17 Могила Конфуция находится в гор. Цюй-фоу-сянь, где сооружён обширный храм, в котором живут и служат его потомки.
18 См. сноску 11.
19 Колонны с драконами в храме Конфуция в Цюй Фу (в Шаньдуне). Нач. 16 в.
20 Речь идёт о разных переводах имени Конфуция.
21 «Лунь-юй»  («Беседы и высказывания») – произведение китайской классической литературы, которое передаёт взгляды Конфуция, которые записаны учениками Конфуция. «Лунь-юй» сыграла огромную роль в жизни Китая, это одна из книг, которую наизусть выучивал  в школе китаец и которой он руководствовался всю жизнь. Воздействие этой книги на Китай и китайцев огромно. Без «Лунь-юй» невозможно понять систему взглядов и социальную психологию   китайцев.
22 Жень – человеколюбие. Важнейшая категория конфуцианства. У Конфуция «жень» характеризует отношения, которые должны существовать между отцами и сыновьями, братьями, государями и чиновниками, друзьями. И только во вторую  очередь между людьми вообще.
23 Дао – «правильный путь». Одна из осн. этических категорий конфуцианства, включающая в себя все остальные категории. Если человек освоил  «Дао», он выполнил своё предназначение.
24 Джун юн (золотая середина или золотая мера). Образ совершенной морали по Конфуцию.
25 «Цзюнь-цзы» – «благородный  муж»; совершенный  с  моральной точки зрения, гуманный человек, живущий по законам морали.
26 Конфуцианство рассматривало «Ши-цзин», древнейшее собрание китайской поэзии, не только как произведение художественного творчества, а прежде всего как воплощение идей о моральном поведении и управлении государством.
27 «Сяо  жень» – низкий человек, лишённый моральних качеств  и который руководствуется только выгодой.
28 Идея социальной справедливости, была развита в трудах  теоретиков коммунизма К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и др. В Китае идея социальной справедливости нашла отражение и розвивалась в трудах Сунь Ят-сена, Мао Цзе-дуна, в программных документах ЦК Компартии Китая, его лидеров; в материалах съездов, пленумов Компартии Китая.
29 См. сноску 23.
Понятие, идея, принцип «Дао» имеет также отношение к даосизму, буддизму и др. («путь освобождения», «путь спасения»)…


Рецензии