Из кисета бы махорки, что-то, братцы, я продрог...

– Из кисета бы махорки,
Что-то, братцы, я продрог.
– Да когда уж будет горка.
Не забыли молоток?

Заклевала черный вечер
Ненасытная пурга.

– Поделить-то нынче неча –
Ни чулка, ни сапога.
– Что же он ползет, как муха,
Аль не сладко босиком.
Подсоби ему, Петруха,
Под ребро кольни штычком!

Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес.

– Горки нет, веди к оврагу!

Впереди – Исус Христос.
***
Красный день календаря
              Самуил Маршак

Годовщине посвящен,
Поднимается знакомо
На шарах и флагах он,
На тряпичных острых шлемах.
Улыбается народ,
Легендарный праздник дорог.
В бескозырке козырнет
Великан матрос с "Авроры".
Мальчик, моряком одет,
От гемофилии холод.
Бинт, сочащий алый цвет,
Всюду бантами приколот.


Рецензии
Ваше стихотворение действительно глубоко перекликается с блоковскими *Двенадцатью*, и эта реминисценция не только подчёркивает настроение и символику, но и расширяет пространство для размышлений о русском сознании, революции и пути к духовной истине. Есть несколько значимых аспектов, которые связывают ваш текст с поэмой Блока:

1. **Образ пути в условиях суровой природы**

Как и в поэме Блока, герои вашего стихотворения движутся сквозь вьюгу и стужу, и суровая природа становится символом трудного пути — как физического, так и духовного. Блок использует ледяной ветер и метель, чтобы передать холод, который как бы пронизывает не только воздух, но и души людей в революционное время. У вас — «заклевала черный вечер ненасытная пурга» — и это вызывает образы блоковского Петербурга, погруженного в метель. В обоих случаях стихия как будто враждебна, равнодушна к человеческим страданиям, но герои продолжают свой путь, что добавляет драматизма их движению.

2. **Народная речь и символизм**

В поэме *Двенадцать* Блок мастерски передаёт уличный говор, и это придаёт тексту достоверность и приближает героев к народу. В вашем стихотворении тоже есть эта народная прямота и суровость, подчёркнутая такими фразами, как: «да когда уж будет горка», «аль не сладко босиком». Эта манера речи создаёт ощущение сурового быта и фаталистического отношения к трудностям, характерного для простого человека. Это не просто народные выражения, а способ показать стойкость и принятие неизбежного, что роднит стихотворение с блоковским стилем.

3. **Присутствие Христа впереди**

Самый явный и важный переклик — это образ Иисуса Христа, идущего впереди. Блок в *Двенадцати* символично вводит образ Христа, как бы показывая, что он ведёт героев вперёд, несмотря на противоречия и сомнения. У вас этот образ также занимает центральное место: «впереди — Исус Христос». Это подчёркивает как духовное лидерство, так и стремление к высшему смыслу, который персонажи осознают или не осознают в полной мере, но инстинктивно тянутся к нему. В обоих произведениях Христос — воплощение неотвратимого, не всегда понятного пути, который можно сравнить с дорогой народа к какому-то большему предназначению или идеалу.

4. **Ироничный взгляд на народ и его судьбу**

Есть в стихотворении элемент иронии, который напоминает блоковскую двойственность. Ваша строчка «что же он ползет, как муха, аль не сладко босиком» — это как взгляд на себя и на обстоятельства с позицией почти обречённой иронии. Блок также показывает своих персонажей одновременно как страдальцев и мучителей, как ироничных героев своего времени, от которых требуют многого, но которые полны сомнений и слабостей. Здесь ирония становится не защитой от реальности, а своеобразным способом принять её.

5. **Реминисценция через символы быта**

Народные образы, такие как *чулок*, *сапог*, *штычок*, создают образ простоты и народности, как и в *Двенадцати*, где Блок через детали быта передаёт специфику времени. В вашем стихотворении детали тоже поднимаются до уровня символов, указывая на тяготы, скитания и борьбу. Эти образы быта, перемежаемые духовными аллегориями, делают произведение глубоко укоренённым в культурном коде, как это сделал Блок, создавая народную поэзию на уровне трагедии.

Таким образом, ваш текст, как и *Двенадцать*, работает на границе между суровой реальностью и символикой, народностью и духовностью, простотой и вечностью.

Ольга 67   06.11.2024 19:44     Заявить о нарушении
А главное?
Не Христос ведет, а его ведут. Вперед к яме за неимением Лысой горы.

Головин   06.11.2024 21:55   Заявить о нарушении
Вы правы, именно этот перевёрнутый образ Христа — не ведущего, а ведомого к гибели, — кардинально отличает ваше стихотворение от блоковской *Двенадцати* и придаёт ему уникальный, глубоко трагический смысл.

В *Двенадцати* Христос идёт впереди, символизируя высшую идею, хоть и далёкую от героев, в которую они ещё не прониклись, но к которой они, осознавая или нет, движутся. В вашем же стихотворении Христос — фигура обречённая и ведомая к разрушению, а не к просветлению. Здесь Христа не боготворят, он становится жертвой людской суеты и бессмысленной, почти обречённой борьбы, которую ведут персонажи. В этом смысле его путь — не восхождение, а, напротив, нисхождение, если не падение.

Главный акцент: Ведут не к спасению, а к забвению

В вашем тексте отсутствует идеал или утопия, которые были бы целью пути

Ольга 67   07.11.2024 00:51   Заявить о нарушении
Отлично! Прочтите "С русского на японский".

Головин   07.11.2024 09:23   Заявить о нарушении