Таланту Л. Н. Толстого. Способность русских людей!
но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками у него,
была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его.
«К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» —
спрашивал он себя с недоумением по-нескольку раз в день,
невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни каждый день;
но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов,
он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу или спешил в клуб,
или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях
либо выслушивать ненужных советов.
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела,
и одна из самых глупых женщин в мире, - думал Пьер, -
представляется людям верхом ума и утончённости
и перед ней преклоняются. Почему? – задумывался Пьер. -
Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик,
и с тех пор как он стал жалким комедиантом -
император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги -
император был явно не талантом.
Испанцы воссылают мольбы Богу через католическое духовенство
в благодарность за то, что они победили 14-го июня французов,
а французы воссылают мольбы через то же католическое духовенство о том,
что они 14-го июня победили испанцев. Мольбы – это успокоения зов?
Братья мои масоны клянутся кровью в том,
что они всем готовы жертвовать для ближнего,
будто всё дело в этом,
а не платят по одному рублю на сборы для бедных и даже для слуги ближнего
и интригуют Астрея* против Ищущих Манны**,
и хлопочут о настоящем шотландском ковре***, думая, что это важно,
и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно.
Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему -
закон, вследствие которого мы воздвигали в Москве сорок сороков церквей,
а вчера засекли кнутом бежавшего человека – (это любовь к ближнему?) -
и служитель того же самого закона любви и прощения, священник,
давал целовать солдату крест перед казнью, делая благой лик».
Так думал Пьер, и эта вся общая, признаваемая ложь всеми, даже знакомыми его,
как он ни привык к ней, как будто что-то новое, всякий раз изумляла его.
«Я понимаю эту ложь и путаницу, — думал он, — но как мне рассказать им всё,
что я понимаю - понимаю её?
Я пробовал и всегда находил, что и они в глубине души понимают то же, что и я,
но стараются только видеть её.
Стало быть, так надо! Но мне-то, мне куда деваться?» -
думал Пьер, пытаясь в своих истинах не сомневаться.
Он испытывал несчастную способность многих,
особенно русских людей, ищущих всегда истиной правды,-
способность видеть и верить в возможность добра и правды
и слишком ясно видеть зло и ложь жизни,
для того чтобы быть в силах принимать в ней серьёзное участие –
в этой сложнейшей жизни!
_____
* Астрей (др.-греч. «звёздный») - в древнегреческой мифологии - божество звёздного неба.
** интригуют Астрея против Ищущих Манны… — «Астрея» и «Ищущие манны» — названия двух петербургских масонских лож.
Смысл негодующей фразы Пьера в том, что масоны не стремятся удовлетворить жизненно необходимые потребности людей, а занимаются жалкой благотворительностью, междоусобной грызней и мелочными заботами. Выражение «ищущие манны» восходит к старой евангельской легенде о «чудесах» Христа, накормившего голодных людей «манной», падающей с неба.
*** хлопочут о настоящем шотландском ковре...— Каждая масонская ложа имела ковёр с символическими изображениями на нём, и ложи стремились получить их из наиболее уважаемой и старинной масонской организации, так же как и список обрядов и постановлений ордена (акты).
//Л. Н. Толстой. Война и мир. Том второй. ЧАСТЬ ПЯТАЯ.
I
На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» — спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях.«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются. Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом — император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги. Испанцы воссылают мольбы Богу через католическое духовенство в благодарность за то, что они победили 14-го июня французов, а французы воссылают мольбы через то же католическое духовенство о том, что они 14-го июня победили испанцев. Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы для бедных и интригуют Астрея против Ищущих Манны и хлопочут о настоящем шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно. Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему — закон, вследствие которого мы воздвигали в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью». Так думал Пьер, и эта вся общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней, как будто что-то новое, всякий раз изумляла его. «Я понимаю эту ложь и путаницу, — думал он, — но как мне рассказать им все, что я понимаю? Я пробовал и всегда находил, что и они в глубине души понимают то же, что и я, но стараются только видеть ее. Стало быть, так надо! Но мне-то, мне куда деваться?» — думал Пьер. Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, — способность видеть и верить в возможность добра и правды и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. //
Свидетельство о публикации №123061801538