Кто виноват? цикл

ПРОЛОГ

Во многом виновата власть. И в остальном тоже.
     - Д. Депп

«Кто виноват»? Вопрос стоял
С древнейших пор и на Руси,
Где правду просто узнавал -
«Сначала бей, потом спроси».

И, чтобы запугать чужих,
Уроком били по своим.
Для психологии это штрих
К шизофрении применим. 

Потом другой вопрос стоял -
 «Что делать?» после задавали.
На самосуд есть трибунал,
Об этом часто забывали.

Менялся строй, менялся трон,
Но принцип в силе неизменен.
Вопросы те же. Тот же тон.
Диагноз временем проверен.

Есть оправдания, тьма причин,
Есть объяснений вереница
Есть кровь и слёзы. До седин
Их не забыть.  И не отмыться.



ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Кто сознает свою невиновность, тот неохотно унижается до оправданий.
   - Жорж Санд

Как быть? Что делать?
Вот вопросы всегда волнующие Русь.
Кто виноват? Кого повесить?
Кого в Сибирь? Пустая грусть.

Патриотизма выше знамя,
А кто не с нами - значит враг.
Из искры возгорится пламя!
Спасти Россию знаем как..

Все больше местные вопросы,
Вам не до мировых проблем,
"To be..." решать вам не придется
За вас решат, решат совсем.

Те, кто слезам, увы, не верит,
Которым кровь, что вам вода.
А вы ищите виноватых,
Как быть, что делать вам тогда?




РЕЗУЛЬТАТ

Никто так не похож на невинного, как виновный, который ничем не рискует.
        - Тристан Бернар

Таков обычно результат,
Кто “шапкой закидать” стремится -
Завалит трупами солдат
И этим будет же гордиться.

И оправдает потом всё
Ошибки, глупость и измену,
Невинных жертв небытиё,
Их смерть использует примером.

Забыв о том, кто виноват,
Патриотизма выше знамя...
На смерть бесчисленных солдат
Зажгут огонь.  Вот вся им память.

Страницы вырвет из истории,
Напишет новые с бравадой...
На них растут, увы, так многие
Считая прошлое - "так надо".




КТО ЗАДАЁТ ВОПРОС

Не существует никакого великого зла, кроме чувства вины.
     - Марк Туллий Цицерон

Вопрос "что делать", "как нам быть",
Рожден умом интеллигента
Улучив время для момента...
Его б послать канаву рыть. 

Лишь тот, кто сыт, обут, одет
"Быть иль не быть" вопрос имеет.
Тот, кто от корки богатеет
Тот хочет жить - и весь ответ.

Принц Гамлет пусть катался в масле,
Ночами призрак донимал...
Шекспир тогда еще не знал -
Диагноз Фрейда всем нам ясен.

Наверно сыт был и Сократ
Коль он на все искал ответа,
Не слушал он жены совета
Конец его - конечно яд.

Нет, не сознание, а почва
Так создается бытием
Где сытый бедному дает
Идеи. Это знаю точно.



ПРАВИЛО МЕНЬШИНСТВ

Любое об­ще­ство функ­ци­о­ни­рует таким образом, чтобы удовлетворить неболь­шое ко­ли­че­ство нето­ле­рант­ных людей, лично за­ин­те­ре­со­ва­нных в ис­хо­де.


Всегда так будет, есть и было -
Под руководством вожака
И кучки тех, в руках чьих сила
Менялись судьбы на века.

Их меньшинство, но все готовы
За ту идею пострадать,
Считая, что порядком новым,
Как цель, возможно жить отдать.

На них вина всех революций,
Восстаний, войн, дворцовых смен.
В тех уравнениях им функция,
Нам знаменатель перемен.

А большинство, как овцы в стаде -
Все в суете своих забот,
Доверять вожаку в отаре,
Бредут куда он поведёт.

Считают - не рискуют жизнью,
Коль мирно лишь траву жуют.
Опомнятся душой и мыслью,
Когда под нож их подведут.

Вожак с опричниной успеют
От бойни ловко увернуть.
А большинство, что мирно блеют,
Пройдут задуманный им путь.




НАРОД НЕ ВИНОВАТ?

“Наш ближний это не наш сосед, а сосед нашего соседа” – так думает каждый народ»
    - Фридрих Ницше

Чем дороже хлеб, тем дешевле права человека.
      Леонид Шебаршин


Народ ни в чём не виноват!
Была такая аксиома,
Виновны лишь, кто зло творят;
И только лично.   Как знакомо.

Народ сермяжной правдой прав,
Толстого и Руссо идеи.
Народовольцев был устав,
И коммунистов то же мнение.

Но за Иуду весь народ
Две тысячи лет уже страдает,
Причём, Иисус ему не в счёт,
Что все привычно забывают.

Карал Господь за общий грех
Содом, Гомору и народы;
Потоп, он был один на всех,
Как и явления природы.

Допустим, общая черта
Пить беспробудно, брать чужое -
И только власти слабина,
Народ своё возьмёт без боя.

Задача власти - фокус дать,
Назвать врага и цель поставить,.
Историю переписать,
Характер дальше будет править.

Возможно. что другой народ
Познает общее возмездие.
Неверен аксиомы ход,
Бывает, что виновны вместе.



ВСЕГДА В ВИНЕ

Совесть обычно мучит не тех, кто виноват.
     - Ремарк

Пред Богом, мы всегда в вине
Виновны грешники, святые
Не важно знаем то иль нет,
Ему знакомо наше имя. 

Молиться и поклоны бить,
Всю ночь вымаливать прощение...
А может жизнь иначе жить,
Чтоб не съедало угрызение. 

Считается, что Он безгрешен,
Что много больше, чем святой.
Потоп и войны, ад кромешный,
Сибирский холод или зной.

Что это просто наказание
Всем нам за прошлые грехи.
А то, что дети пострадали -
«Лес рубят, щепки...», знаем мы.

Адам виновен или Ева,
Но платим мы из рода в род.
Ну как вы про-отцам замену
Найти? Ведь время лишь - вперёд.

Есть судьбы за которых Богу
Вовек не вымолить прощений
И перед "избранным народом",
За кровь и слёзы поколений.

За тех, кто был сожжён живыми,
За стон растерзанных детей,
За тех, закопанных в могиле,
Ещё дышащих матерей. 

Нет и не будет оправдания
Той всемогущей доброй силе,
Что безразличная к страданиям,
К себе любви всегда просила.





ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВНОЙ ВИНЫ

Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает ее.
         - Ницше

Хоть термин был введён недавно
И был он к немцам применён,
За службу Гитлеру исправно,
Давно известен был приём.

Так коллективно отвечали
Народы побеждённых стран.
В рабы, в наложницы сдавали
Таков порядок с неба дан.

Солдатам крепость отдавалась
На беспредельство на три дня.
И коллективно раздиралась -
Кровь проливалась там не зря.

Потом винили всех за предков,
Когда семью, когда народ.
Принадлежание было меткой,
С запретами на выход-вход.

Бывает коллектив виновен,
Толпой идущей не погром.
Или линчующих со сходен,
И поджигающая дом.

Толпа обычно безнаказна,
Ни доказать, ни обвинить.
Лишь, кто зачинщиками назван,
Возможно, смогут заплатить.

По мне - никто винить не смеет
За то, что ты не совершил.
Лишь кто вину в душе имеет,
Тот и решает, как бы смыл.




КОЛЛЕКТИВНАЯ ВИНА ЕВРЕЕВ

Во всем виноваты евреи.
Это их Бог нас всех сотворил.
    - Ежи Лец

За всё на евреев найдётся судья.
За живость, за ум, за сутулость,
За то, что еврейка стреляла в вождя,
За то, что она промахнулась.
    - И. Губерман

За что евреи виноваты?
Они не приняли Христа.
Своей историей богаты,
Его не приняли дебаты
“Любить врага, как будто брата”
И сдали римлянам пока.

Врагов другие не любили,
Зато молились и клялись,
Еретиков живьём палили,
И ведьм, что может и не были,
И Галилея обвинили,
Но, помолившись, обошлись.

Христос святым в то время не был -
Скандалил возле храма он,
Он фарисеев всех ославил,
Нарушил очень много правил,
Себя как сына Бога ставил,
Был для Пилата - пустозвон.

По древнеримскому закону:
“Нет человека - нет проблем”
Его распяли, как икону,
Две тысячи лет предали звону
И в небесах, поближе к трону,
Одним из Троицы стал всем.

В альтернативном варианте,
Не умер он и не воскрес,
Не стал он мучеником после
И не поднялся б до небес,
Нет христиан Христоса без,
Евреи б избежали стресс,
Нет христиан в помине вовсе.

Но не случилось и с тех пор
Во всём евреи виноваты -
За недород, чуму и мор,
Врачей-вредителей позор,
И что у власти каждый вор, -
Погром на их дома и хаты.

Их приглашали короли
Для экономики развития,
Потом же, за свои долги,
Их убивали, как могли,
В сараях, в крематориях жгли,
А всё за древнее событие.

Виновны все, и стар и млад,
Пред христианами, пред миром.
И их унизить каждый рад,
Себя возвысив в новый ряд,
Погром - как праздник и парад,
Ну, а потом, закончить пиром.



БРЕДЕТ ПО МИРУ АГАСФЕР

Лучше выбирать виноватых, чем разыскивать.
        - Марсель Паньоль

Бредёт по миру Агасфер*
И в дождь, и в снег, в жару и вьюгу,
Везде уже оставил след
Две тысячи лет прошли по кругу.

Легендой проклятый давно
И платит дань он суеверию.
А вместе с ним весь род его
Подвержен мукам и гонению.

В любой стране нежданный гость
Терпимый временно - прислугой,
Наполнен путь его насквозь
Презрением, завистью, испугом.

За тысячи лет он поумнел
И знает место своё в жизни -
Он в гетто жил, в костре горел,
И при погромах был избитым.

А в перерывах он играл
На скрипке или на рояле,
Законы мира открывал...
Но перерывов было мало.

Был обвинён во всех грехах,
На нем срывали свою злобу
Те - не прощавшие ума,
Кому он перешёл дорогу. 

Идёт по свету Агасфер
Есть у него другое имя:
Вот "Вечный Жид" - вам по душе?
Под этим именем ищите.
 
 
* Агасфер (лат. Ahasverus), или Вечный жид — легендарный персонаж, по преданию обреченный на вечные странствия по земле до Второго пришествия Христа. Фигура «Вечного жида» появляется в сюжетах европейской литературы и живописи.



КОЛЛЕКТИВНАЯ ВИНА ХРИСТИАН

 Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
                - Бенедикт Спиноза

И надо мной и над тобой,
Проклятием на всех -
Висит, как меч над головой
Тот “Первородный грех”.

"Запретный плод” -
Не столько он - “желание" его!
Дал наказание всем Бог -
“Брысь с рая моего!”

"Теперь вы смертны и теперь
Потомкам вашим всем
Закрыта будет рая дверь
При жизни насовсем!”

Да как же так? Ведь нам сказал
Пророк сам Иезекииль -
“Сын не в ответе за отца” -
Он с Богом говорил.

А тут далёкие пра-пра…
Виновны - сняли фрукт!
И где же тут моя вина?
Да я не знал тех двух!

Учтите - грех для христиан!
В исламе его нет.
И в Торе нет, читал я сам…
Как грех увидел свет?

Так вот, Блаженный Августин
Придумал всем его
В четвёртом веке.  Только с ним
Католикам везло.

Для православных тысяча лет
Прошла, пока они
Себе приняли этот грех,
А до того - ни-ни.

А до того - безгрешны все,
Хоть и не все святы.
А, впрочем, что в одном грехе,
Когда их просто - тьмы?

Тот грех никак не искупить,
Спасибо праотцам.
Так как же быть? Так как же жить?
Зачем тот плод был нам?




Первородный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета «от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17).

Концепция «первородного греха» есть только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе её нет.

Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354—430) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану»

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, после того как был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Католической Церкви о православной вере», 1723 года





ВО ВСЁМ ВИНОВАТЫ МАСОНЫ

Тайное ощущение собственной вины мы всегда предусмотрительно прикрываем ненавистью, которая облегчает приписывание вины другому.
    - Георг Зиммель

Как часто мне слышатся стоны -
“Во всём виноваты масоны!”
В распаде системы, что сгнила,
Что нет в экономике силы,

Что нищими многие стали,
Что лучших из нас убивали.
Что власть - уголовников стойло
И лишь корешам их не больно.

Масоны во всём виноваты,
"Ату их, к ответу ребята!"
И звонче кричат “патриоты”
У них нет получше работы.

Искали виновных и прежде -
Убрать их - и будет надежда.
Народа врагов убирали,
А годы спустя оправдали.

С масонами всё же сложнее -
Не все там похоже евреи.
Там очень достойные люди -
Цвет наций - других уж не будет.

И признаков нет их влияния,
А только невежей признания.
Кто беды свои и ошибки
Припишет другим все без скидки.

Не знают они, что в их храмах
Равны все и расы и страны.
Религии все там не важны
И лишь созидают отважно.

Для тех, кто разрушить лишь может
Такое собрание не гоже.
От них и проклятия со стоном -
“Во всём виноваты масоны!”



ВИНА И СТЫД

Вина может быть только личной — вина в том, что сделал я сам или чего я делать не стал!
   - В. Франклин

Вина и стыд - два разных чувства:
Одно зависит от другого,
Но не всегда и в том искусство
Успеха богатеев новых.

ВИНА всегда индивидуальна
И не доступная толпе.
Есть личности многострадальны,
А есть в которых чувства нет.

Вина внутри и каждый знает -
Сказал не так и взял не то,
И пусть никто не замечает
Вину ты знаешь всё равно.

СТЫД познаётся перед кем то,
Когда отступишься порой,
Когда нарушил нормы первым,
И больше взял, чем кто другой.

Стыд обязательно пред кем то,
Пусть перед зеркалом своим...
Иль за кого то стыдно верно
За тех, кто близок, за родных. 

Так было раньше. И в общине
Или в сообществе людей
Бойкот являлся мощной силой
И наказаний всех сильней. 

Теперь забыты эти чувства,
Теперь кто сильный - тот и прав.
И на верхушке в кругу узком
У тех кто крал есть свой устав. 

Они стыдят других убогих,
В ком совесть есть и, от стыда,
Переступить мораль не смогут
И имя  "лох" всем им тогда.



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни.
      - Вольтер

Несёт ответственность ли каждый
За свой поступок, за дела?
Встречал ханжей я с видом важным -
Их две теории, два зла.

В одной - у нас есть подсознание,
Его не знать нам никогда.
Оно ведёт нас по  желаниям
Как путеводная звезда.

И что заложено, то сбылось.
Не в силах изменить судьбу,
Мы от рождения до могилы
У подсознания в долгу.

И в том вина совсем не наша -
Взять подсознание под контроль
Увы, не может сделать каждый
Не сможет даже и второй. 

За что же винить? Мы все невинны!
Заложено всё так у нас.
Всё подсознание причина -
Психолога кормёжки час.

Второй подход - мы виноваты
Везде, во всём да и всегда
Так первородный грех когда-то
Испортил всем нам жизнь тогда.

И наша тёмная натура
Нет-нет и выглянет тайком:
Врага обнять, унизить друга -
Натуры нашей той дурдом.

Но может нас простить Всевышний
Если любовь ко всем привьём,
Мораль любовью заменивши,
Души прощение найдём.

Опять посредник очень нужен -
Грехи списать, душой спастись,
Есть тот, кто с вышей волей дружит -
"Твой кошелёк опять иль жизнь!"

Я не люблю, что зло прощают
За покаяние, за грош;
"Любовь к врагу..." да, это знаю,
Но тот подход мне не хорош.

Мне ближе чувство, что несём мы
Ответственность за каждый шаг,
За слово, действие и думы,
За добрый и недобрый взгляд.

И чтоб не выпросить прощения
За подлость, за разбой, погром,
Что разум наш, а не везение
Добром наполнить сможет дом.

И что моральный жизни кодекс
Есть обязателен для всех.
Для бедных и богатых тоже,
Чтоб ум ценился, как успех.





ВИНА КАЖДОГО

Диспуты, дискуссии, дебаты
Зря об этом длятся сотни лет,
Ибо виноватых в мире нет,
Потому что все мы виноваты.
      - И. Губерман


Да, в этом мире много зла,
Но всё несчастье от того,
Что каждый весь в своих делах
Им не препятствует никто.

Их в зародыше б убить,
Не дать расшириться, развиться...
Но глупо оставляем жить
И смотрим как они резвится. 

И это каждого вина,
Кто отвернулся, прошёл мимо
И сделал вид: "ах, я не знал",
Своя рубашка греет спину.

И процветает зло средь нас
И в подворотне, на трибуне.
Ещё не долго, прийдёт час
И помощи и нам не будет.



ЭПИЛОГ

Бог находит виновного.
   - Гомер

Не все всё видят одинаково
Хотя им вроде по пути -
Один с кабины пышной яхты,
Другой из трюма, весь в пыли.

Пересекая океаны
Один лишь видит воды гладь,
Другой, закованный в кандалы,
По качке знает - Плыл? Стоял?

Пройдя один и тот же путь,
Живя в одной с другим эпохе
У каждого есть взгляд на суть
Что хорошо и что есть плохо.

И мнения эти не сравнить
Диалектически различны,
И выводы как "быть, не быть"
Другие, вплоть до неприличия.

Иначе видится им мир,
Другими красками рисуют,
По разному звучит их стих,
Другие вещи их волнуют.

Понять две разных стороны
Не всем дано. И нет надежды
На то, что сбудутся мечты -
Святых, философов всех прежних.


Рецензии