132. Метафизика обмана
Главный ужас воровства, обмана или предательства заключается не в самих действиях и даже не в их последствиях: украденные вещи можно вернуть а правду можно восстановить. Но вот доверие вернуть или восстановить почти невозможно. Вор, обманщик и предатель сеют семена недоверия и подозрительности, которые превращают жизнь в кошмар, а их всходы еще долго будут источать свой яд. Святые подвижники прошлого хорошо знали об этом: они старались бороться не со всходами, а с корнями. Один афонский старец, заметил вора, который пытался тайно унести часть урожая овощей, растущих на монастырском огороде. Старец окликнул его и, вместо того, чтобы корить или искать наказание ему, он сделал вид, что не заметил воровства, а дал ему еще овощей, как нуждающемуся. Тому стало стыдно и он с тех пор перестал красть. Старец по своей дальновидной мудрости сделал двойное доброе дело: он помог человеку исправить свою жизнь и при этом сохранил доверие, поскольку ситуация не получила огласки. Наказание и тюрьма, конечно, проще и действеннее, но они не способны ни на одно из этих дел...
Рецензии