Керемет

 
              Керемет

                   ***

 

Нам  от предков досталось урочище –

Рудимент необъятных лесов,

Родовое язычников поприще,

Место капища древних жрецов.

 

Посещаемо птицами редкими,

Грибниками для сбора грибов,

Возвышается в поле деревьями,

Как мираж среди жёлтых хлебов.

 

Как послание нам, как пророчество,

Как загадка, великий секрет,

Не скрывая своё одиночество,

Призывает к себе Керемет.

 

В запустении, ветром обветренный,

На пригорке стоит у села.

Не согреет душИ очаг жертвенный,

Превратилась в труху куала.

 

Нас зовут поминальные головы,

Утонувшие в толще земли.

Осыпаются склоны подзолами,

Роют норы внизу муравьи.

 

Тенью прошлого – ведьма умершая

Прилетает ночами совой,

Пьёт нектар заготовленный шершнями,

Курит трубку с чилим-травой.

 

У костра разожжённого молнией,

Из кореньев лесных и круп,

Наклонившись над чашей наполненной,

Она варит свой жертвенный суп.

 

В её волосы мыши летучие

Заплетают детей волоски.

Из ноздрей будто змеи ползучие

Выползают  ручьями дымки.

 

И пока она варит суп жертвенный,

Не придёт к нам в дома беда,

Не придёт судный день предначертанный,

Эту ведьму зовут – Обыда.

 

Но как только в забытом урочище,

Вдруг коснётся деревьев пила,

Саранчи злой несметное полчище

Разорит все поля у села.

 

Не прольются дожди над отечеством,

Солнце высушит травы лугов,

Расквитаются враз с человечеством

Духи вырубленных лесов.

 

И без гроз загремят гром и молнии,

И пожары сожгут города,

Задыхаясь в дыму и в зловонии

Погорельцы уйдут в никуда.

 

Повсплывают  озерные рыбины,

Будут тухнуть вдоль берегов,

Бензопильные звуки погибельны

Для забывших Воршуд родов.

 

Вспыхнут войны междоусобные

Во врагов превратятся друзья.

Нам кричат духи леса незлобные:

„Свой Воршуд забывать нельзя!“

 

Пусть не сбудется злое пророчество,

Пусть в дома не придёт беда,

Умоляя небес высочество,

Пусть задобрит богов Обыда.

 

Как пророчество нам, как послание,

Как тотем, оберёг, амулет,

Словно жертвенное заклание –

У дороги стоит Керемет.

 

Куала; (куа, устар. рус. квал, чум) — святилище в традиционной религии удмуртов. Представляет собой небольшую простую срубную постройку с открытым очагом, в которой проводились семейные и календарные обряды жертвоприношения воршуду — покровителю рода.

Обыда – лесная женщина, баба-яга  (удм.)

 

 

 

дух-покровитель рода Воршуд (в переводе с удм. «Хранитель счастья»

Кереме;т (киремет; луговомар., горномар. керемет, киреме;ть, киремет, йын; тат. киремет, шайтан), категория персонажей или единичный персонаж в мифологии народов Поволжья (марийцев, чувашей, удмуртов, татар). Термин в зависимости от контекста имеет несколько значений: 1) злой дух, нечисть, синоним понятий чёрт (луговомар. ия), демон; 2) мольбище, место для совершения жертвоприношений, поклонения богам; 3) бранное слово, применяемое в отношении людей с дурным характером; 4) духи – покровители рода, божества; 5) духи – покровители природы; 6) воплощение души умершего, заложного покойника. В зависимости от языковой традиции данное понятие может писаться как кЕремет или кИремет. Известна форма написания данного мифологического термина со строчной буквы в начале (если подразумевается категория персонажей) или с заглавной (если речь идёт о конкретном персонаже).


Рецензии