Конкурс на досуге - 155. Задание!

Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

  В нашем проекте мы учимся находить достоинства, а не недостатки поэтического текста. А многое зависит от средств выразительности, включая всяческие риторические приёмы. "Краткость  - сестра таланта", и мы часто это подчёркиваем, когда видим удачно сформулированную мысль, звучащую афористично и пр этом поэтично. А в чём секрет? Давайте остановимся и разберёмся, может быть, это поможет писать ярче и более ёмко, достигая сердец читателей...

  Итак объявляется тема 155 конкурса На досуге:

                Horribile dictu!

            /Дословный перевод: Страшно сказать!/
         _________________________________________________

                [хорри'биле ди'кту]
 
     Популярное латинское выражение обычно имеет иронический характер.

  Приведём пример употребления этого фразеологизма в литературе, чтобы уловить смысл употребления:

    "...Со времени полного отделения оперы от драмы и самодержавного воцарения Спонтини в первой, она с каждым днем опускалась, вследствие естественного пристрастия великого кавалера к собственным произведениям или произведениям родственных или дружественных гениев и вследствие его столь же естественного нерасположения к музыке композиторов, дух которых не нравится его духу, или не преклоняется перед ним, или даже — horribile dictu! — соперничает с его духом.                /Генрих Гейне/

 Не преклоняться и даже соперничать! Здесь мы видим нарастающую волну невосприятия. Иными словами - усиление окраски чувств.

   Но чаще бывает, когда выражение  Horribile dictu участвует в противопоставлении.
  "...В Рамс-гете она познакомилась с воспитанными и, horribile dictu, остроумными англичанками." /К. Маркс/
       
  Здесь невольно вспоминается фраза, произнесённая Раневской: "Красота - страшная сила!"

   У слова "страх", равно как и у слова "ужас", в ироничном тоне меняется значение на противоположное. В прямом значение слово "ужас" по-латыни — террор (лат. terror), /сейчас террор отличают от ужаса тем, что первый выражается в угрозах физической расправы, запугивании с угрозой убийства и т. п., то есть предваряет события, а второй является их следствием./
  Ужас в современном значении - это чувство сильного страха, доходящее до подавленности, оцепенения, крайнее изумление, негодование, расстройство, вызванное чем-нибудь. В переносном смысле – это нечто изумляющее по своим положительным или отрицательным свойствам, а также большое количество кого-чего-нибудь.

    Нас интересует переносный смысл - значит, это реакция изумления, превышающая обычное удивление. Поэтому самое время вспомнить такой художественный риторический приём как ГРАДАЦИЯ, в которой ряд слов, выражений, предложений, относящихся к одному предмету, расположен в порядке повышающейся либо понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда.

   Если речь идёт о противопоставлении, то уместно вспомнить приём ХИАЗМ, когда переворачивается смысл при повторении слов выражения, но уже в другом порядке.

  Хиазму и градации были посвящены отдельные конкурсы из серии Алфавит. Можно поинтересоваться... Загляните в статьи конкурсов этого раздела.

  Почему мы обращаем на это внимание? Потому что в любом афоризме, а также в краткой и точной, удачно сформулированной мысли, присутствует ТЕЗА и АНТИТЕЗА. А это и есть противопоставление, когда основной идее противопоставляется противоположная, что делает мысль и само стихотворение удачным и ярким! Вот посмотрите, как в стихах это происходит (выделим такие противопоставления, мысленно вставив между тезой и антитезой выражение Horribile dictu! (вы удивитесь, как оно там по смыслу уместно):

           Отчего
                /Михаил Лермонтов/

Мне ГРУСТНО, потому что я тебя ЛЮБЛЮ,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне ГРУСТНО… потому что ВЕСЕЛО тебе.

              ***
                /Марина Цветаева/

Вчера ещё в ГЛАЗА ГЛЯДЕЛ,
А нынче — всё КОСИТСЯ в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Все ЖАВОРОНКИ нынче — ВОРОНЫ!

Я ГЛУПАЯ, а ты УМЕН,
ЖИВОЙ, а я ОСТОЛБЕНЕЛАЯ.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не МАТЬ, а МАЧЕХА — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою ДЕРЖАВОЮ!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — КОПЕЙКОЙ РЖАВОЮ!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.

Жить приучил в самом ОГНЕ,
Сам бросил — в степь ЗАЛЕДЕНЕЛУЮ!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

САМО — что дерево трясти! —
В СРОК яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
*

   Друзья, а что вы могли бы привести как аргумент, чтобы придать яркость тому о чём пишется? Не бойтесь включить некий эпатаж, отпустите себя, прислушайтесь к своему сердцу, дайте выплеск эмоциям в хорошем понимании этого слова, не нарушая правила конкурса (читайте ниже). Верим в каждого, что о чём бы вы не решили написать, где-то между строк могло бы встать выражение Horribile dictu! даже если вы не будете его буквально использовать. Кстати, мы по-русски употребляем  буквальный перевод нашей фразы, "страшно сказать" в каких именно случаях! Не так ли? Осталось только донести это поэтическом словом. Не забывая о средствах выразительности!

***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ НОВОЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!

Иллюстрация: художник Елена Березина "Океан чувств"

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   18.06.2023 01:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.