Кант и теории пространства-времени
1. Пространство не есть эмпирическое понятие, абстрагируемое от внешнего опыта.
2. Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних наглядных представлений.
3. Пространство есть не дискурсивное или, как говорят, общее понятие об отношениях вещей, а чистое наглядное представление.
4. Пространство представляется как бесконечная данная величина.
Попросту говоря, Кант отрицает пространство как объективную реальность или как явление опыта, а рассматривает его как изначальное врожденное свойство сознания, предопределяющее саму возможность всякого визуального внешнего опыта. Например, по Канту бессмысленно утверждение о том, что две вещи расположены в пространстве рядом в каком-либо смысле. Правильным является утверждение о том, что две вещи как явления опыта их восприятия расположены рядом, сами же по себе вещи (вещи в себе) существуют вне пространственных отношений и вообще недоступны для познания. Точка зрения Канта на пространство только по форме напоминает положения эмпириокритицизма о комплексах ощущений, про которые я писал ниже. В эмпириокритицизме объективного пространства тоже не существует, однако оно выводится там из комплексов пространственных ощущений, в то время как Кант рассматривает пространство как необходимое условие появления пространственных комплексов ощущений - эти точки зрения противоположны по сути. Кантовское пространство - это первый и в некотором смысле простейший предмет рассмотрения трансцендентального идеализма. Возможны ли физические теории, в основе которых лежала бы кантовская трактовка пространства и времени? В теории относительности пространство-время - часть объективной реальности, которая принимает участие в динамике частиц и полей: оно предписывает частицам и полям их эволюцию в соответствии со своей геометрией, но геометрия, в свою очередь, определяется распределением и движением частиц и полей через уравнения Эйнштейна (или их аналоги и обобщения). Такая картина чрезвычайно далека от кантовской: пространство Канта задано раз и навсегда, оно неизменно, не взаимодействует с вещами и определяет принципиальную возможность их восприятия и наблюдения. Этими свойствами оно сильно напоминает абсолютное ньютоновское пространство классической механики, но там оно тоже часть объективной реальности, а не априорная форма восприятия, корни которой лежат в глубинах человеческого сознания. Тем не менее, попытки построения физической теории с альтернативной концепцией пространства в духе Канта (или эмпириокритицизма), предпринимались неоднократно и, скорее всего, будут предприниматься в будущем - они всегда вносят какую-то свежую струю новых идей над уже довольно изъезженным полем современных геометро-физических теорий, в которых геометрия берет на себя часть физики или всю физику. Я тоже принял скромное участие в этой программе, написав статью, близкую к этой теме (совместно с одной бывшей ученицей). Статья написана под впечатлением идей Пуанкаре, который развивает идеи Канта и эмпириомонистов в сторону физики и математики. Эту статью не приняли в гравитационный журнал, в котором я сам иногда рецензирую статьи, по понятным мне причинам (я бы, скорее всего, и сам бы написал на нее отрицательную рецензию - так бывает!). Основная идея статьи, которая может легко потеряться в ее математическом формализме, проста: геометрия пространства и времени (или пространства-времени) выводится из некоторых инвариантных свойств наблюдаемых физических явлений или систем при некоторых дополнительных условиях, а не постулируется изначально. При этом, различным системам будут соответствовать, вообще говоря, различные геометрии. Этот подход ближе к эмпириомонизму (хотя в рассмотрении присутствует встроенное пространство и время наблюдателя - оно по сути близко к трансцендентальному кантовскому) и ему посвящена первая часть статьи, в которой в качестве примера выведена геометрия времени, на основе самых общих предположений о непрерывности историй тел, стреле времени и существовании периодических процессов. Вторая часть - экспериментальное исследование (его как раз и проводила ученица) геометрии перцептивного пространства. Эта геометрия на кантовском языке отражает отношение априорного кантовского пространства и пространства кадра восприятия конкретных предметов: оказывается, что они нетождественны!
Свидетельство о публикации №123061603080